Археологи из университета Ратгерса (США), под руководством профессора Гейл Эшли (Gail M. Ashley) впервые подробно реконструировали жизнь стоянки древних людей, существовавшей в Олдувайском ущелье (север Танзании) 1,8 млн лет назад. Подробная статья об этом достижении опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, вкратце ее пересказывает сайт Past Horizons.

Реконструкция, произведенная на основании сделанных в ущелье за последние 100 лет находок, показала, что примерно 1,8 млн лет назад здесь обитали вместе два вида древних людей — человек умелый (Homo habilis), уже умевший изготавливать примитивные каменные орудия, а также гораздо более примитивный парантроп Бойса (Paranthropus boisei). Можно предположить, что первый постепенно вытеснил второго из этого, как мы вскоре убедимся, весьма благодатного места.

В археологическом слое, соответствующем указанной эпохе, найдены тысячи костей жирафов, слонов и антилоп-гну — с добычей здесь в окрестностях у наших далеких предков проблем явно не было. (Правда, за нее приходилось конкурировать с местными хищниками, такими, как львы, леопарды и гиены.) Свой рацион древние люди, опять же судя по археологическим находкам, дополняли растущими на болотах папоротниками, а также ракообразными и моллюсками, водившимися в протекавшей по ущелью речке — которая заодно служила и надежным источником пресной воды.

Кроме того, здесь в те времена также росли леса из пальм и акаций. Люди в лесах лагерей не разбивали, однако, судя по тому, что именно там обнаружено чрезвычайно много костей животных, ели в чащах мясо — видимо, там было безопаснее.

Несмотря на столь явные преимущества ущелья, древние люди, похоже, постоянных поселений здесь не основывали, сказала профессор Эшли: «Мы не думаем, что они жили здесь. Скорее, часто останавливались, благодаря наличию здесь источника пресной воды».

В целом, произведенная реконструкция позволяет лучше понять многие аспекты жизни древних людей. Анализируя сделанные находки дальше, ученые надеются разобраться, охотились ли наши предки в те времена на травоядных животных сами, или только подбирали остатки трапез тех же львов и леопардов? Или, возможно, делали и то, и другое? «Вопросы мясоедства чрезвычайно важны при исследовании ранних гоминид. Известно, что увеличение размера мозга, а соответственно, и вся человеческая эволюция, была тесно связано с повышением доли белков в рационе», — объяснила Эшли.

Раскопки в Олдувайском ущелье ведутся уже свыше 100 лет. Самые интересные находки здесь сделали в 1960-е гг. британские антропологи Луис и Мэри Лики, открыв уже упоминавшихся человека умелого и парантропа Бойса, а также сделанные первым примитивные каменные орудия т. н. «олдувайской культуры». Хорошую сохранность древних артефактов обеспечил расположенный в 16 км отсюда вулкан, который залил ущелье лавой чуть позже описанного периода.

Напомним, что археологической сенсацией прошлого года стало обнаружение в пещере в Южной Африке ископаемых останков Homo naledi — ранее неизвестного вида древнего человека, который сочетал в себе как примитивные, так и «продвинутые» черты.