На ежегодном собрании Американской ассоциации содействия развитию науки США (AAAS) когнитивный психолог из Университета штата Колорадо Джессика Витт (Jessica Witt) представила обзор собственных экспериментов, показывающих, как может меняться восприятие объектов — их размеры, вес, расстояние до них — в зависимости от различных индивидуальных параметров. Научная Россия представляет читателям краткий пересказ этого доклада и обзор других исследований на ту же тему.

Успешным игрокам мячи кажутся больше

В 2005 году Витт и ее коллеги провели простой, но любопытный эксперимент с участием игроков в софтбол (аналог бейсбола). После очередной игры спортсменам показывали несколько кругов, нарисованных на листе бумаги, и просили выбрать тот, диаметр которого ближе к диаметру софтбольного мяча. Оказалось, что те, для кого прошедшая игра была успешной, стабильно переоценивали размер мяча. Игроки, выступившие неудачно, наоборот, размеры мяча недооценивали.

Аналогичные результаты показал и эксперимент, участниками которого стали игроки в гольф. Те из них, кто был более удачлив и чаще попадал в цель, считали мяч более крупным, чем он есть на самом деле (что, кстати, с определенной точки зрения контринтуитивно).

Плохой удар и размеры ворот

Если в экспериментах с игроками в софтбол и в гольф можно было сомневаться, в самом ли деле участники по-разному воспринимают размеры, или же неверно их помнят, то исследование 2009 года убеждает, что дело именно в восприятии.

Участниками этого эксперимента снова стали спортсмены — на этот раз игроки в американский футбол. Исследователи просили их бросить мяч так, чтобы он прошел над перекладиной между двух вертикальных стоек. После нескольких попыток игрокам предъявлялась модель ворот, в которые они забивали мяч. В итоге участники, которые кинули мяч слишком низко, в модели поставили перекладину выше, чем было в реальности. А те, что не смогли попасть между вертикальными стойками, указали, что стойки были ближе друг к другу, чем было на самом деле. Интересно, что работая с моделью, участники могли видеть реальные ворота на поле, то есть дело все-таки не в памяти, а именно в разнице восприятия.

Для новичков стены выше

В 2011 году Витт решила проверить тот же вывод на людях, увлекающихся паркуром — это такой особый вид городской акробатики, где нужно преодолевать различные препятствия, в том числе влезать на стены. Одни и те же стены экспериментаторы демонстрировали новичкам и уже опытным паркурщикам.

Их восприятие снова оказалось различным. Новички, как правило, видели стены более высокими, чем они были на самом деле. Люди же, давно занимающиеся паркуром, обычно оценивали высоту стены более-менее точно.

Возможность дотянуться заставляет предметы казаться более близкими

Но не все эксперименты Джессики Витт проводились со спортсменами. В исследовании 2005 года приняли участие обычные люди, и в нем наблюдалась еще одна интересная закономерность.

Участников просили оценить расстояние до точки на столе. Оказалось, что если точка была в зоне, куда теоретически человек мог дотянуться, он был склонен недооценивать расстояние до нее. И наоборот — человек переоценивал расстояние до точки, если она была вне его досягаемости.

Потом участнику давали дирижерскую палочку, и снова просили оценивать расстояние до точки. Восприятие менялось: точки в пределах досягаемости палочкой казались ближе, чем они были на самом деле. Наша зрительная система искажает реальность, чтобы помочь нам планировать действия, делают вывод ученые.

Тяжелый рюкзак делает склон холма более крутым

В докладе Джессика Витт также напомнила о более ранних классических экспериментах на ту же тему. Например, в одном из них исследователи просили участников, стоящих у подножия холма, оценить его наклон. И холм выглядел более крутым для людей уставших, пожилого возраста или с тяжелым рюкзаком за спиной.

На основе этого эксперимента Витт построила свой и показала также, что люди с лишним весом оценивают расстояния неправильно — больше, чем они есть на самом деле. Психологи подходили к людям в гипермаркете и просили просто оценить расстояние до стоящих вдалеке конусов. Полные участники эксперимента стабильно оценивали это расстояние как более длинное, причем люди с очень большим весом переоценивали расстояние буквально в два раза.

Уверенные в себе люди недооценивают вес груза

Ученые из Кембриджского университета под руководством Юн Хи Ли (Eun Hee Lee) провели в 2014 году эксперимент, показавший, что люди, недовольные собой и своим социальным статусом, склонны переоценить вес. Сначала испытуемых попросили заполнить опросники, чтобы оценить уровень их самооценки, удовлетворенности своим положением в обществе и так далее. После чего добровольцы должны были поднимать ящики различного веса и пытаться этот вес угадать. В дополнительных экспериментах участников, например, просили до оценки веса ящика вспоминать ситуации из жизни, когда было ощущение либо собственного бессилия, либо наоборот силы и могущества. И это также влияло на последующую оценку веса груза.

В общем, люди, ощущающие власть над обстоятельствами и другими людьми, начинают иначе воспринимать физические объекты, с которыми они сталкиваются, уверяют ученые. А с другой стороны мы видим закономерность, давно подмеченную народом и зафиксированную в пословице «У страха глаза велики».