Коллектив ученых, представляющих Институт космических исследований Австрийской академии наук, представил свое исследование, в результате которого им удалось измерить величину магнитного момента экзопланеты HD 209458b, а также описать сам метод получения таких данных. Возглавила исследовательскую группу Кристина Кислякова, ранее сотрудник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, в состав коллектива входит также Максим Ходаченко, сотрудник Ин­сти­тута ядер­ной фи­зики МГУ. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Science.

Для исследования характеристик магнитного поля экзопланеты HD 209458b (Осирис) ученые использовали наблюдения космического телескопа Хаббл в момент прохождения планеты перед диском ее звезды, который можно наблюдать непосредственно с Земли. Поскольку свет звезды достигает Земли, пройдя через атмосферу экзопланеты, ученые смогли измерить характеристики поглощения излучения с помощью спектрометров. Далее им уда­лось оце­нить фор­му га­зово­го об­ла­ка, ок­ру­жа­юще­го планету, и на ос­но­вании этих ре­зуль­та­тов вы­яс­нить раз­ме­ры и кон­фи­гура­цию маг­ни­тос­фе­ры.

По словам ученых, была создана модель фор­ми­рова­ния об­ла­ка го­рячей водород­ной плаз­мы вок­руг пла­неты, которая продемонстрировала, что лишь од­на конфигура­ция со­от­ветс­тву­ет удель­ным ве­личи­нам маг­нитно­го мо­мен­та и па­рамет­рам звез­дно­го вет­ра и поз­во­ля­ет вос­про­из­вести ре­зуль­та­ты реального наб­лю­дения.

Что­бы сде­лать мо­дель бо­лее точ­ной, уче­ные уч­ли мно­жес­тво фак­то­ров: и­они­зацию частиц атмосферы экзопланеты, гра­вита­ци­он­ные эф­фекты, дав­ле­ние, ра­ди­аци­он­ное ус­ко­рение, раз­мы­тие спек­траль­ных ли­ний и т.д. Та­ким об­ра­зом, зная па­рамет­ры об­ла­ка водорода вокруг пла­неты, мож­но оце­нить раз­ме­ры ее маг­ни­тос­фе­ры, этот метод можно использовать для любой подобной планеты со скоплением водорода.

Магнитосфера планеты HD 209458b, по расчетам ученых, составляет всего 2,9 радиусов планеты, что соответствует магнитному моменту примерно в десять раз меньшему, чем у Юпитера. Это объясняется тем, что масса экзопланеты близка к массе Юпитера, но при этом она находится значительно ближе его к своей звезде.

Планета HD 209458b (Осирис) находится на расстоянии приблизительно в 150 световых лет от Земли и относится к классу горячих Юпитеров. Период ее обращения всего 3,5 дня, масса составляет 0,7 массы Юпитера, а радиус — 1,4 юпитерианского. Планета известна с 1999 года и достаточно хорошо изучена астрофизиками, в частности, это первая экзопланета, на которой была обнаружена атмосфера.

Источник иллюстрации: NASA