Ученые из Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН (Новосибирск) и Института биофизики СО РАН (Красноярск) разработали метод определения клещевого энцефалита — биолюминесцентный зонд. Биосенсор состоит из рекомбинантного белка и имеет две части: одна связывается с вирусом энцефалита, другая — служит сигнальной молекулой. Об изобретении рассказывает портал Наука в Сибири.

Как рассказала Вера Морозова, — старший научный сотрудник ИХБФМ СО РАН и один из авторов проекта, — первый фрагмент биосенсора представлен т.н. вариабельным доменом специфичных моноклональных антител, который связывается непосредственно с белком вируса, а второй — из модифицированного люминесцентного белка, полученного из коралла Renilla muelleri.

В результате «спайки» двух компонентов получается генетическая конструкция (плазмида), состоящая из объединенных геномов двух белков. Ученые помещают его в бактериальные клетки, которые синтезируют гибридный искусственный белок в достаточном количестве.

По словам разработчиков, основное назначение метода — быстрая проверка обнаруженных клещей на наличие вируса энцефалита. Установить наличие энцефалита в крови — сложнее, поскольку он довольно быстро проникает в нервную систему.

«Преимущество этой разработки — более высокая чувствительность, она позволяет выявить даже незначительное количество вируса клещевого энцефалита. Для внедрения в практику нам нужно провести еще ряд экспериментов, выявить, какие примеси могут мешать, оптимизировать протокол пробоподготовки и непосредственно прототип тест-системы», — сказал Иван Байков, младший научный сотрудник ИХБФМ СО РАН.

Принцип, лежащий в основе этой технологии, может быть использован для определения и других вирусных инфекций, поясняют авторы исследования. При этом для проведения теста не требуется дорогостоящего оборудования, достаточного наличия обычного люминометра, который «увидит» кванты излучения от люциферазной части биосенсора при наличии того или иного вируса.

Ранее портал Научная Россия рассказывал о новом российском препарате против клещевого энцефалита.