Горох тоже раздумывает и взвешивает риски, чтобы решить в сложной ситуации, куда ему лучше расти, то есть фактически растение принимает решения примерно как человек, считают ученые, опубликовавшие статью в журнале Current Biology. Кратко об их работе сообщает пресс-служба Оксфордского университета.

Алекс Качельник (Alex Kacelnik) из Оксфорда с коллегами из Тель-Хай колледжа (Израиль) вырастили одно растение гороха, корни которого были разделены между двумя горшками. В одном горшке было больше питательных веществ, в другом — меньше. Ожидаемо, растение предпочло сконцентрировать усилия в горшке, где питание лучше. Также и животные проводят больше времени за едой там, где богаче пища.

Во втором опыте ученые разделили корни каждого растения между двумя горшками с одинаковым уровнем питательных веществ. Только в одном горшке уровень питания был постоянным, тогда как во втором — менялся. Ученых интересовало, в каком горшке корни растений будут лучше расти.

В аналогичных условиях животные и люди предпочитают рисковать, если выигрыш сулит большую выгоду, чем текущая ситуация. К примеру, если животное голодает, то оно склонно к риску. В сытом же состоянии рисковать нет смысла, даже если выигрыш большой. Оказалось, что растения гороха ведут себя так же. В интервью пресс-службе Качельник сказал, что это первая работа, которая показывает приспосабливаемый ответ на риск у организма без нервной системы.

Впрочем, авторы исследования не склонны очеловечивать растения. Они продолжат опыты с горохом в данном направлении, чтобы понять, как растения делают более сложный выбор.

Корни растений вообще обладают многими способностями. Например, недавно ученые из США выяснили, что корни растений борются с патогенными микробами с помощью липких ловушек, расставляемых специальными клетками на поверхности корней.

[Фотография: Hagai Shemesh]