Ученые из университета Кейптауна (ЮАР) обнаружили необычный случай мимикрии. Растение вида Ceratocaryum argenteum, произрастающее в Южной Африке, маскирует свои семена под экскременты животных, чтобы привлечь внимание навозных жуков. Для растения это жизненно важная тактика, так как благодаря мимикрии его семена разносятся на большие расстояния. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Мимикрия в мире растений и животных является довольно распространенной тактикой, однако, похоже, что отдельные виды достигли в этом деле подлинного мастерства. Семена этого высокого травянистого растения не только выглядят, но и пахнут практически как натуральный помет животных.

Навозные жуки, обитающие в этих местах в большом количестве, принимают семена за куски навоза — свой основной источник питания. Ничего не подозревающие насекомые катят шарики «навоза» к своей норе и закапывают его. К тому времени, как жук понимает подвох, семена растения уже рассеяны по земле.

Чтобы оценить эффективность подобной мимикрии, биологи провели эксперимент. Они заготовили 195 куч семян Ceratocaryum argenteum на территории природного заповедника Де Хуп (Африка) и стали следить за ними при помощи камер. В течение 24 часов навозные жуки укатили практически половину семян, распределив их по всей территории заповедника.

Вместе с тем видеонаблюдение показало, что другие животные, например, мелкие млекопитающие, никак не реагировали на плоды, пахнущие навозом. В связи с этим ученые пришли к выводу, что в ходе эволюции растение стало ориентироваться специально на доверчивых навозных жуков, чтобы транспортировать свои семена.

Ранее портал Научная Россия писал о мимикрии древесной лианы, имитирующей форму и цвет, поддерживающего ее дерева.