Черепахи больше известны своим долгожительством и защитными панцирями, но гигантские южноамериканские речные черепахи удивили мир необычной особенностью — они умеют «разговаривать». Рептилии используют несколько видов звуковых сигналов, чтобы координировать действия друг друга и заботиться о потомстве. Исследователи, работавшие в Бразильской Амазонии, по сообщению Общества по охране дикой природы, выяснили, что модели социального поведения черепах устроены гораздо сложнее, чем считалось ранее.

Участники исследовательской команды записали более 220 часов наблюдения за черепахами, во время которых было зафиксировано около 270 видов звуков, которые издавали разные черепахи. Используя спектрографический анализ, ученые выделили среди этих звуков шесть типов, а также попытались соотнести их с разными ситуациями, в которых оказывались животные.

Так, например, при переходе через реку и купании черепахам свойственны более низкочастотные звуки, которые легче передаются на большие расстояния. А вокализациям, записанным во время гнездования черепах на берегу, свойственны высокие частоты — такие звуки легче передавать по воздуху.

Но наибольшие сложность и разнообразие звуков свойственны черепахам по отношению к детенышам. Черепахи издают одни звуки, когда детеныши вылупляются, другие — когда те должны в первый раз добраться до воды, и третьи — уже во время миграций подросших черепашат вместе с взрослыми животными.

«Понимание социального поведения черепах позволит нам лучше организовать работу по спасению вида, — считает доктор Джулия Кунин (Julie Kunen), представитель Общества по охране дикой природы в Латинской Америке, — ведь южноамериканские речные черепахи находятся на грани истребления из-за популярности их мяса и яиц».

Фото: Wikimedia Commons