Данные генетики говорят о том, что древнейшие люди покидали Африку скорее через территорию будущего Египта, чем Эфиопии. Подробности этого исследования опубликованы в American Journal of Human Genetics.

То, что древнейшие люди появились в Африке, сегодня не вызывает практически никаких сомнений. Однако по-прежнему не решен вопрос о том, какими путями наши предки покидали Африку, чтобы распространиться по всему остальному миру? В целом пути первобытных людей вроде бы прослежены, но идут многочисленные споры о том, шел ли поток переселенцев из Африки через Египет и Синайский полуостров — то, что принято называть Северным путем — или же Южным путем, т.е. через Эфиопию и Аравийский полуостров.

Приводились различные доводы в поддержку каждой из этих версий. Теперь же по этому поводу высказались генетики из Кембриджского университета под руководством Луки Пагани (Luca Pagani). Они изучили 225 геномов сегодняшних обитателей Египта и Эфиопии и при этом смогли отделить древнейшие геномные регионы от тех генов, которые были привнесены позднейшими пришельцами, двигавшимися в противоположном направлении — из Евразии в Африку.

Изучив эти «замаскированные геномные регионы», биологи пришли к выводу, что у египтян больше сходств с генами людей, живущих за пределами Африки, чем у эфиопов. Кроме того, ученые выявили, что у людей, переселившихся в Евразию, отличия от египетских геномов возникли позже (55 тысяч лет назад), чем от эфиопских (65 тысяч лет назад). Все это говорит в пользу того, что Северный путь был основной дорогой, по которой мигрировали первобытные люди.

Лука Пагани заявил, что самым прекрасным результатом их исследования является тот факт, что они приоткрывают завесу над событиями, касающимися миллиардов людей, живущих по всей Евразии.

Теперь перед исследователями стоят новые задачи — например, попытаться выяснить, не было ли исхода из Африки и других древних групп населения, не оставивших следов в египетских и эфиопских геномах. Для этого надо будет изучить геномы людей, живущих вдоль предполагаемых путей первобытных людей и выявить самые древние части их геномов. Особый интерес вызывают жители Океании, может быть, геномы позволят в будущем точно определить, каким образом был заселен и этот регион.