Команда исследователей из Университета Карнеги-Меллона (США) под руководством Марселя Джаста (Marcel Just) разработала технологию сканирования головного мозга, позволяющую предсказывать развитие аутизма. Технология основана на анализе представительства в мозге мыслей и эмоций человека и позволяет диагностировать заболевание на ранних стадиях с 97%-ной вероятностью. Результаты исследования опубликованы в журнале PLoS One.

Ученые провели сканирование головного мозга 17 взрослых высокофункциональных аутистов и 17 нейротипичных представителей для контроля. Технология была основана на использовании функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), а также методов машинного обучения, разработанных ранее в университете и позволяющих сканировать и декодировать содержание мыслей и эмоций человека.

Аутизм удалось выявить по особому представительству определенных понятий в головном мозге, которое отличалось от увиденной в контрольной группе картины. Эти ключевые изменения исследователи назвали «мысле-маркеры». Они обнаружили, что с вероятностью в 97% можно диагностировать аутизм, если исследовать, какие зоны мозга активируются при размышлении о социальных понятиях, таких как «убедить», «обнять» или «обожать» и др.

Выявленное различие, по словам исследователей, основано на том, что нейротипичные испытуемые при мысли о таких понятиях представляют себя в определенном социальном взаимодействии, больные аутизмом же реагируют лишь на словарное значение этих слов. Тому и другому варианту соответствует определенная зона активации.

Таким образом, разработанный метод дает возможность диагностики аутизма не только по когнитивным и поведенческим проявлениям, но и с помощью техник сканирования мозга. Кроме того, исследователи рассчитывают, что результаты их работы поможет продвинуться в изучении и других расстройств психики.

Ранее Научная Россия писала о методе диагностики аутизма с использованием домашнего видео.

Фото превью U.S. Navy photo, Public domain, через Викисклад