Районы вечной мерзлоты в Сибири сохраняют флору Ледникового периода, и на адаптацию к потеплению климата местной флоре потребуются тысячи лет. К такому выводу пришли ученые из Центра полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера (Германия) под руководством профессора Ульрике Херцшу (Ulrike Herzschuh), совместно с немецкими и международными коллегами. Статью по результатам их исследования, опубликованную в журнале Nature Communications, пересказывает пресс-релиз центра.

Судя по нынешним температурам воздуха в Северной Сибири, во многих районах на южном краю вечной мерзлоты более теплолюбивые ели и сосны должны были бы уже вытеснить лиственницы, т. е. вместо тундры должны были бы возникнуть густые леса. Однако на самом деле этот процесс идет чрезвычайно медленно, и сейчас находится еще только в самом начале. Почему? Именно на этот вопрос искали ответ немецкие ученые. Ежегодно они проводили полевые исследования в Северной Сибири, анализируя состав флоры в разных районах и его динамику, а также отложения со дна сибирских озер — в частности, озера Эльгыгытгын на Чукотке.

Изучая эти отложения — а точнее, содержащуюся в разных их слоях пыльцу древних растений — Херцшу с коллегами смогли заглянуть в прошлое, в период от 2,1 до 3,5 млн лет назад, и сравнить тогдашний состав флоры и климат.

Оказалось, что флора всегда реагирует на изменения климата с запозданием. Причем прослеживается четкая зависимость: чем холоднее ледниковый период, тем значительней величина этого запоздания, иными словами, тем больше времени потом требуется флоре, чтобы приспособиться к потеплению климата.

«Поскольку последний ледниковый период, около 20 тыс. лет назад, был чрезвычайно холодным, вечная мерзлота распространилась на большие пространства, и вытеснила растения с глубокой корневой системой, такие, как сосны и ели, далеко на юг. Сибирские лиственницы с их неглубокими корнями, которым достаточно оттаивания летом мерзлоты на глубину от 20 до 30 см, смогли выжить в таких условиях», — объяснила профессор Херцшу.

Интересно, что лиственницы, в свою очередь, тоже «защищают» мерзлоту, удерживая ее своими корнями. Исследования показали, что в тех районах, где они были вырублены, мерзлота отступает на север заметно быстрее.

Итак, немецкие ученые установили, что после такого сильного ледникового периода, как последний, флоре требуются тысячи лет, чтобы изменить свой состав в соответствии с потеплевшим климатом. Это совершенно новая информация: до сих пор считалось, что для этого нужны десятки лет, максимум сотни.

Результаты этого исследования имеют и еще одно важное следствие. Хотя облеснение Северной Сибири и происходит медленно и с запозданием, в обозримой перспективе оно необратимо. Под сенью густых лесов станет теплее, и это дополнительно повысит температуру в регионе — даже если человечеству и удастся обуздать выбросы CO2 в атмосферу и глобальное потепление климата.

Напомним, другое недавнее исследование показало, что большинство бревен, усеивающих берега Гренландии, Исландии, Шпицбергена и Фаррерских островов — это сибирская сосна, срубленная еще во времена СССР.