Сотрудники НИИ ядерной физики имени Д.В. Скобельцына ищут способы защиты космического зонда, который будет отправлен для изучения спутников Юпитера. Об этом сообщается на сайте НИИЯФ МГУ.

Организация беспилотной космической экспедиции к Юпитеру планируется сегодня всеми крупнейшими космическими агентствами. О планах НАСА по изучению спутника Юпитера — Европы — уже писал портал «Научная Россия». Европейское космическое агентство планирует экспедицию для изучения другого спутника — Ганимеда. Роскосмос с 2008 года участвует в этом проекте, который сначала был нацелен на изучение Европы, но после выхода из проекта НАСА проект был переориентирован на изучение Ганимеда.

Между тем теперь, как выясняется, российские ученые разрабатывают варианты отправки космического зонда как к Ганимеду, так и к Европе, и при этом даже предусматривают возможный вариант посадки станции на Европу (в отличие от планов НАСА, которые предполагают только облет Европы). Независимо от того, изучением какого спутника займется этот зонд, сотрудники НИИЯФ МГУ должны решить одну принципиально важную задачу — как уберечь космический корабль от воздействия сильнейшей радиации, излучаемой Юпитером, и резко сокращающей срок жизни корабля и его приборов? Конечно, предполагается, что космический корабль, который назовут, как и миссию — «Лаплас» — будет оснащен намного более сильной радиационной защитой, чем корабли, не уходящие далеко от Земли. Но этого недостаточно.

«Лаплас» будет находиться около Юпитера более года — за это время он совершит облет и самого Юпитера, и его спутников, сделав таким образом процесс торможения более медленным и экономичным. Но это же означает, что он будет около года подвергаться сильной радиации. Для того чтобы минимизировать потери, ученые рассчитывают оптимальную орбиту движения корабля вокруг Юпитера , при котором он должен как можно больше времени находиться на тех частях орбиты, где радиация слабее (например, когда она будет экранироваться одним из спутников). Для возможной посадки на Европу ученые также рассчитали оптимальные места, чтобы посадить зонд в той части спутника, где излучение самое слабое. Все это даст возможность максимально продлить срок жизни приборов, которые будут установлены на корабле.