Ученые из Медицинского университета Говарда Хьюза в Эшберне, Вирджиния (США) впервые подробно засняли на видео работу нервной системы животного, стоящего достаточно высоко на эволюционной лестнице — а именно, личинки мушки дрозофилы. Их статью об этом, опубликованную в журнале Current Biology, пересказывает сайт журнала Nature.

Для съемки применялся метод флюоресцентной подсвеченной микроскопии. Суть его состоит в том, что интересующие ученых клетки (в данном случае нервные) делаются флюоресцентными — так, чтобы они светились во время своей активации, — а затем весь организм помещают на предметное стекло микроскопа, которое подсвечивают с двух сторон, снизу и сверху. Мини-камеры при этом тоже снимают с двух сторон, со скоростью четыре кадра в секунду.

В результате американские ученые получили два видео, на которых можно видеть, как двигательные нейроны головного и спинного мозга личинки, вспыхивая желтым и красным, слаженно работают, управляя движением ее тела.

Оба видео вы можете видеть в конце новости. Первое из них сделано в формате 2D, второе — в 3D, так что работу нейронов можно рассмотреть с разных сторон. Отметим, что серым на видео окрашена нервная система, которая, ветвясь, пронизывает все тело животного.

О значении этой научной работы ее главный автор, доктор Филипп Келлер (Philipp Keller), сказал так: «Снимая работу сразу всей нервной системы, мы можем видеть, как контролируется поведение, и потом построить подробные модели этих процессов».

Теперь ученые собираются пойти дальше и аналогичным образом заснять работу нервной системы более сложных организмов: взрослых дрозофил, рыб и мышиных эмбрионов на ранней стадии развития.

Отметим, что методы современной науки сегодня позволяют получать изображения процессов, увидеть которые раньше было невозможно, на разных уровнях — от формирования планеты в далеком космосе до квантовых уровней Ландау, определяющих поведение электрона в сильном магнитном поле.