Ученые из Йельского университета (США) и университета Кентербери (Новая Зеландия), под руководством ассистента-исследователя Мередит Реба (Meredith Reba), отразили на карте процесс урбанизации планеты за последние почти 6000 лет. Статью об этом, опубликованную в журнале Scientific Data, пересказывает пресс-релиз Йельского университета.

На карте отмечены расположение крупнейших городов всего мира с 3700 г. до н.э. до 2000 г., и численность их населения. Для того, чтобы собрать необходимые для этого данные, ученые обработали огоромный массив археологических, исторических и статистических данных. Для оценки неопределенности географических координат самых древних поселений ими был введен «рейтинг надежности» подобной информации.

Авторы базировались на двух основополагающих трудах: вышедшей в 1987 г. книге историка Тертиуса Чандлера (Tertius Chandler) «Четыре тысячи лет роста городов: Историческая перепись» (охватывавшая период с 2250 года до н.э. по 1975 г.) и развивающая ее работа политолога Джорджа Моделски (George Modelski) «Города мира: от 3000 г. до н.э. до 2000 года» (2003). Моделски смог расширить и дополнить данные Чандлера, используя новые археологические данные и математические модели динамики населения городов.

Анализ собранной информации позволил американо-новозеландскому научному коллективу визуализировать, как менялись город с течением времени. Например, Константинополь (современный Стамбул) пережил катастрофическую депопуляцию в 1057-1453 гг., когда его население сократилось с 300 тысяч человек до всего лишь 45 тысяч. Причиной стали разные факторы, от завоевания города крестоносцами до эпидемии чумы.

Авторы научной работы считают, что их результаты имеют большое значение для современной урбанистики. «Чтобы лучше понимать урбанизацию сейчас, полезно знать, как этот процесс выглядел на протяжении истории. Понимание того, как города росли и развивались в прошлом, может дать нам полезную информацию о том, как они меняются сегодня», — прокомментировала Мередит Реба.

Кроме того информация о том, где располагались и как росли человеческие поселения в разных уголках планеты, поможет экологам лучше разобраться в отношениях человека с окружающей средой.

«Мы видим это только первым шагом, от которого другие могут отталкиваться и составлять более подробную хронику исторических популяционных тенденций», — заключила исследовательница.

Напомним, недавно мы писали о другом интересном исследовании, связанном с урбанистикой. Его «героями» стали городские микробы, набор которых, как оказалось, специфичен для каждого крупного населенного пункта. Вообще, ученые сами признают, что пока знают о городских микробах непозволительно мало — так что в этой области стоит ожидать новых открытий.