В недавнем докладе, сделанном на встрече Национального астрономического общества в Лландидно (Великобритания), группа астрономов заявила, что благодаря использованию сети наземных радиотелескопов им удалось обнаружить промежуточную стадию формирования планет вокруг молодой звезды в созвездии Тельца. Об открытии рассказывает Science.

Согласно общепринятой точке зрения, планеты формируются из диска пыли и газа, вращающегося вокруг молодой звезды. Эта модель предполагает, что гравитация постепенно собирает пыль в мелкие комки, которые далее образуют более крупные куски, а уже из них с течением времени образуются целые планеты.

Следует отметить, что ученые наблюдали протопланетные диски газа и пыли, но никогда прежде не видели промежуточной стадии формирования планет.

Исследователи использовали для наблюдений сеть наземных радиотелескопов e-MERLIN, состоящую из семи «тарелок» и растянутую на территории в 217 км в центральной части Великобритании. Соединяя сигнал со всех антенн, астрономы могут включить т.н. режим интерферометрии, когда вся сеть, растянутая на множество километров, работает как одна большая «тарелка».

Таким образом они наблюдали звезду, находящуюся на расстоянии в 450 световых лет от Земли, в созвездии Тельца. Эта молодая звезда испускает струи горячего газа на своих полюсах. Настроив радиотелескоп на волны длиной 4,6 см, команда исследователей увидела нечто, подобное полосе материала вокруг звезды, на промежутке, примерно равном расстоянию от Юпитера до Земли. Радиоволны такого рода могут порождаться горными породами, равными примерно 1 см в диаметре.

Ученые предполагают, что этот «диск» состоит из мелких камней, похожих на гальку, которые в ближайшие несколько миллионов лет сформируют отдельные планеты.

Ранее портал Научная Россия писал также о том, как выглядит рождение планет, а также о том, кто «пожирает» небольшие планеты типа Земли.