Ученые из Вистаровского института (США), под руководством ассистента-профессора Скотта Хенсли (Scott Hensley) разобрались, почему вакцина от гриппа H1N1, созданная для холодного сезона 2014-2015 гг., давала эффект лишь в 19% случаев. О результатах этого исследования рассказывает сайт LiveScience.

Чтобы исследовать причины это неэффективности, ученые брали ту же версию вируса H3N2, которую в ослабленном виде использовали для производства вакцины, и заражали ею хорьков и овец. Потом у этих животных брали кровь и выделяли из нее вещества-антидоты, которые организм вырабатывал для борьбы с болезнью. Дальше исследователи проверяли, насколько эффективны полученные таким образом антидоты в борьбе с по-разному мутировавшими штаммами H3N2.

Оказалось, что эффективность этих антидотов, а значит, и созданной на той же основе вакцины, снижает в четыре раза мутация в одном из генов вируса, кодирующем гемагглютинин — белок, расположенный на поверхности тела вируса и помогающий ему прикрепляться к телу хозяина. Эксперименты с кровью, взятой у людей, дали аналогичные результаты.

Вот и разгадка: вирус мутировал уже после того, как была создана вакцина, что во многом свело труд медиков на нет. «Одна-единственная мутация возымела огромный эффект», — сказал профессор Хенсли.

Теперь сотрудники Вистаровского института хотят выделить в геноме вируса «горячие точки», в которых мутации в ближайшем будущем наиболее возможны. Обладая такой информацией, ученые смогут разрабатывать эффективные вакцины, готовые к борьбе с разными штаммами мутирующих вирусов.

Пока же Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендовала разрабатывать вакцину от гриппа H3N2 на основе новых проб вирусов, которые уже будут включать в себя последние мутации.

Эксперт по гриппу Эндрю Пекосц (Andrew Pekosz) из Блумберговской школы общественного здоровья им. Джона Хопкинса уверен, что эффективность вакцины от гриппа H3N2 для следующего сезона удастся повысить. Гораздо большее беспокойство у него вызывает вакцина от гриппа H1N1. Этот вид гриппа давно не мутировал, гораздо дольше, чем ожидали специалисты. Так что он вполне может наступающей осенью преподнести неприятный сюрприз.

Напомним, недавно выяснилось, что вирусы гриппа H3N2 и H1N1 распространяются из одной страны в другую совершенно по-разному, из-за чего, похоже, придется скорректировать методы борьбы с ними. Также в начале года ученым из Оксфорда впервые удалось построить полноценную модель внешней оболочки вириона гриппа типа А, к которому относятся и H3N2, и H1N1. Это тоже важное достижение в борьбе с болезнью.