Ученые из Медицинской школы Стэнфордского университета разработали метод удлинения теломер — той части хромосом, которая во многом связана с процессом старения и многими заболеваниями. Результаты их работы опубликованы в The FACEB Journal.

Теломеры — окончания хромосом, защищающие сохранность наших ДНК. При этом у людей разного возраста они ведут себя по-разному. У молодых людей они состоят из примерно 8-10 тысяч нуклеотидов, однако каждый раз, когда происходит деление клетки, теломеры уменьшаются и в конце концов достигают такого размера, при котором клетка не может дальше делиться и умирает.

С одной стороны, эта особенность теломер мешает ученым проводить эксперименты в лаборатории, так как клетки после определенного количества делений перестают размножаться. Но есть и куда более важный фактор. Теломеры уже давно изучали, пытаясь выявить их связь с процессом старения и со многими мышечными заболеваниями, включая миодистрофию Дюшена. О таких исследованиях уже писал портал «Научная Россия».

Ученые в Стэнфорде вводили в клетки модифицированные РНК, в состав которой входит теломераза — фермент, способствующий развитию теломер. В результате по их наблюдениям клетки, в которые были введены модифицированные РНК, стали делиться так, как это происходит при наличии «молодых» теломер, а не так, как обычно делают клетки в более позднем возрасте. Клетки кожи оказались способны делиться в 28 раз больше, чем обычные клетки, а клетки мышц — в три раза.

Правда, через 48 часов удлиненные теломеры снова начинали сокращаться, но, по мнению ученых, это даже хорошо, так как бесконечное деление клеток может быть связано с возникновением онкологических заболеваний. Портал Научная Россия уже писал о высказанном предположении, что удлинение теломер способствует возникновению рака мозга.

Между тем троекратное введение РНК в течение нескольких дней может способствовать существенному удлинению теломер, а значит, и увеличению срока жизни клеток. Впрочем, одно дело успешный эксперимент в лабораторных условиях, и совсем другое — воздействие на ткани живого организма в реальных условиях.

Один из участников исследования Джон Рамунас (John Ramunas) подчеркнул, что способ лечения с помощью теломер может быть исключительно эффективным, так как несколько дней такой терапии могут обратить вспять процесс старения, шедший в течение десяти лет. При этом повторять лечение нужно будет довольно редко.