При недостатке кислорода старение клеток начинается еще до рождения

Однако предотвратить нежелательные последствия для будущего потомства можно приемом антиоксидантов в период беременности матери.

Международная группа исследователей во главе с профессором Дино Джуссани (Dino Giussani) из Кембриджского университета установила в экспериментах на крысах, что процесс старения клеток организма начинается еще во внутриутробный период его развития. При этом повлиять на скорость будущего старения можно с помощью антиоксидантов. Статья об исследовании опубликована в The FASEB Journal, кратко о его результатах рассказывает сайт Кембриджского университета.

В ходе исследования ученые измеряли длины теломер в клетках кровеносных сосудов взрослых лабораторных крыс, родившихся от матерей, принимавших и не принимавших антиоксиданты во время нормальной либо осложненной беременности. Теломеры — это концевые участки хромосом, истощение которых связывают с процессом старения клетки. Наиболее частым осложнением во время беременности является снижение количества кислорода, поступающего к плоду. В случае с людьми причиной тому может быть, например, курение беременной. Для имитации этого осложнения у крыс исследователи помещали группу крыс в помещение, содержащее на 7% меньше кислорода, чем в норме.

Выяснилось, что у взрослых крыс, рожденных от матерей, получавших меньше кислорода во время беременности, были более короткие теломеры. Кроме того, у них фиксировались проблемы с внутренней оболочкой кровеносных сосудов, а значит, эти особи имели более высокую предрасположенность для развития сердечно-сосудистых заболеваний. Антиоксидантные добавки же, принимаемые этими беременными, помогали снизить риск развития болезней сердца. Выиграли от этих добавок и те особи, чьи матери получали достаточно кислорода при беременности — теломеры у них оказались длиннее.

Таким образом, ученые впервые пришли к выводу, что повлиять на темпы старения организма можно уже в период его внутриутробного развития, и главную роль в этом процесс, по-видимому, играет снабжение кислородом. Хотя результаты получены на крысах, исследователи полагают, что у человека действуют аналогичные механизмы.

антиоксиданты внутриутробный период развития недостаток кислорода старение клеток теломеры