Глава Российской академии наук Владимир Фортов дал большое интервью известному немецкому журналу «Шпигель» (Der Spiegel), который готовит материал о современной российской науке. Корреспондентов из Германии интересовали не только вопросы о научных достижениях и планах нашей страны, но и общественно-политические. Научная Россия публикует отдельные тезисы интервью.

Одним из пунктов, интересовавших немецких корреспондентов, было предположение о том, что российские власти собираются запретить ученым выезжать на работу за рубеж. «Я категорический противник ограничений, без свободы выбора наука развиваться не сможет, — прокомментировал Владимир Фортов. — По-моему также думает и президент. Конечно, ничего хорошего нет, что люди уезжают из родной страны. Но это не значит, что надо запрещать, это значит, что надо создавать условия здесь». Глава РАН отметил, что в 1990-е годы, после развала СССР, — когда финансирование науки было сокращено как минимум в 20 раз, — для многих ученых решение остаться в российской науке или уехать был крайне тяжелым, это был вопрос выживания, однако сегодня ситуация уже другая.

Отвечая на вопрос о направлениях, в которых российская наука может конкурировать с мировой, глава РАН назвал теоретическую физику, математику, космические исследования, отдельные разделы наук о жизни. В частности, отметил, что недавняя Научная сессия Общего собрания РАН, посвященная разработке лекарств, прошла на очень высоком уровне и показала, что у нас большой потенциал в этой сфере.

Фортов отметил, что большая проблема сегодняшней российской науки — это, безусловно, недостаток финансирования. Но речь, в первую очередь, не о финансировании со стороны государства, а о вовлечении бизнеса. Если в западных странах наука на 70% финансируется бизнесом и лишь на 30% государством, то в России соотношение обратное. И здесь дело за развитием системы преференций для бизнеса, прежде всего налоговых, и систему эту нужно разрабатывать, она всегда уникальна для каждой страны.

Беседа с журналистами из Германии не обошла стороной и острую тему реформы РАН и взаимодействия с ФАНО. «Сегодня компетенции ФАНО стали меняться, люди, которые должны были снять с ученых чисто администраторские задачи, начинают руководить наукой, с моей точки зрения это самое плохое, что можно придумать», — отметил Фортов. Он привел в пример формулу для расчета зарплаты директора научного института, предложенную чиновниками ФАНО — в ней нет ни одного параметра, связанного непосредственно с наукой. Отметил также, что категорически недопустимо, чтобы чиновники определяли, что перспективно и неперспективно из научных направлений, а также бюрократизировали работу ученых. «Нобелевскую премию не получить по указанию бюрократа, это творчество», — сказал Фортов.

Глава РАН с оптимизмом высказался относительно сотрудничества ученых из России и стран Запада, оно продолжается, несмотря на охлаждение отношений и политические проблемы, и так было всегда, во время всех кризисов. «Именно в трудные времена ученые не должны терять контакт, ведь политики могут наломать дров», — сказал Фортов.