Человечество стоит на пороге возможного обнаружения внеземных форм жизни. При этом все внимание мы сосредотачиваем на  атмосфере экзопланет, надеясь найти в ней одновременно и кислород, и метан, которые необходимы для существования органической жизни. Но эти газы характерны для развития микробов. А высшие формы цивилизации, какие следы могут оставить они?

Ученые из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (США) предлагают в рамках проекта поиска внеземных цивилизаций (SETI) заняться обнаружением признаков сознательного промышленного загрязнения.

Исследователи возлагают большие надежды на космический телескоп им. Джеймса Уэбба, так как он сможет зафиксировать наличие в атмосфере экзопланет хлорфторуглеродов (ХФУ) — хладоагентов и пропеллентов, разрушающих молекулы озона. При этом концентрация ХФУ должна в 10 раз превышать их уровень в атмосфере Земли.

Есть одно но: чтобы телескоп выполнил эту задачу, экзопланета должна вращаться вокруг белого карлика, только в таком случае возможно обнаружение сигнала атмосферного загрязнения. Найти хлорфторуглероды в атмосфере планет, вращающихся вокруг звезд, подобных нашему Солнцу, сумеют аппараты следующих поколений.

Источник иллюстрации: Andrés Nieto Porras, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons