Ученые из Каролинского института, под руководством профессора Патрика Эрнфорса (Patrik Ernfors) впервые показали, что симпатическая нервная система состоит из разных типов нейронов, которые по-разному реагируют на разные сигналы. Результаты их исследования, опубликованные в журнале Nature Neuroscience, пересказывает пресс-релиз института.

Симпатическая нервная система — отдел нервной системы, регулирующий дыхание, пищеварение, кровообращение. Обычно он работает автономно, то есть без контроля со стороны нашего сознания. Долгое время считалось, что все клетки симпатической нервной системы одинаковы, и по одной схеме реагируют на различные сигналы-раздражители, будь то физические (холод или тепло), или эмоциональные (например, сильное расстройство).

Такая точка зрения базировалась в основном на исследованиях, проводившихся на отдельных органах или группах клеток. Иными словами, симпатическую нервную систему не рассматривали в целом, как комплексный механизм. Ученые из Каролинского университета решили исправить это упущение. Они провели комплексное исследование нейронов симпатической нервной системы из разных органов тела, изучили их работу как на клеточном, так и на молекулярном уровне, и показали, что традиционная точка зрения была ошибочной.

«Мы показали, что симпатическая нервная система состоит из многих типов нейронов, которые регулируют специфические функции тела. Например, мы установили, что появление “гусиной кожи” и отвердение сосков вызваны особыми нейронами, регулирующими данные функции с помощью контроля над эректильными мускулами в этих тканях», — рассказал докторант Алессандро Фурлан (Alessandro Furlan), один из соавторов работы.

Это открытие закладывает основы для дальнейших исследований парасимпатической нервной системы, уже с учетом ее разнородного состава и функций.

«Будет очень интересно использовать эти знания, чтобы понять, как эта система формируется в ходе развития организма, и как разные типы нейронов начинают контролировать разные функции тела», — сказал профессор Эрнфорс.

Это уже не первое интересное открытие в этом году, связанное с симпатической нервной системой. Ранее другим научным коллективам удалось разобраться в том, как работает эффект плацебо, и впервые вырастить в лаборатории нервные клетки, сокращающие сердечную мышцу.