На сцене Актового зала Главного корпуса МГУ состоялось театрализованное представление, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, и в честь студентов, профессоров, преподавателей, сотрудников и выпускников Московского университета, воевавших на полях сражений и трудившихся на Победу в тылу.

Тех, кто поднимался по лестнице в мраморный холл Главного Актового зала, еще с самого порога встречала музыка военных лет, песни, посвященные военному подвигу и празднику Победы. Это настраивало на торжественный лад, многие несли цветы и повязывали георгиевские ленточки, которые раздавали всем у входа студенты.

Открыл торжественное собрание Виктор Садовничий, еще раз поздравивший ветеранов, перечисливший многие и многие имена героев фронта и тыла, героев науки, творивших для Победы. Каждая из рассказанных им со сцены историй в коротких словах описывала настоящие подвиги тех, кто пошел на поля смертельных сражений со студенческой скамьи МГУ. Их было более 5000, и более 3000 из них не вернулось с фронта. Ополченцы и артиллеристы, летчицы и медсестры, имена многих из них еще не названы. И очень многое делает сейчас Университет для того, чтобы не осталось забытых имен, чтобы неизвестные герои обрели память о своих подвигах.

Неожиданным и очень личным прозвучало собственное воспоминание Виктора Садовничего о войне. Он был тогда совсем маленьким, но хорошо помнит, как через их село на Украине немцы гнали пленных советских солдат, измученных, раненных, голодных. Ректор рассказал, что помнит, как его мать подошла к ним с куском хлеба, и как конвоир-немец сбил ее с ног прикладом автомата. И как он сам с братом помогал ей подняться и дойти до дома. Отец Виктора Садовничего воевал и был награжден Орденом Отечественной войны. Антон Григорьевич Садовничий воевал под Донецком и Горловкой, под Луганском — эти названия городов приобретают теперь для нас новый такой горький смысл… Войны не должно больше быть. Эта земля не должна больше быть полем боя.

Большой экран сцены, на котором сменяли друг друга фрагменты исторической кинохроники, стал как бы открытым окном в прошлое. Бои под Москвой, наступление фашистской армии, танковые сражения и артиллерийские обстрелы, битва за Берлин — многие из этих кадров стали уже хрестоматийными, но равнодушными оставить не могут. Но особое место в этой видеоистории заняли моменты из жизни Московского Университета — спокойные сцены лекций и лабораторных занятий в предвоенное время, горький пафос знаменитого комсомольского собрания 22 июня 1941-го, когда все комсомольцы МГУ заявили, что считают себя призванными защищать Родину. Холод и отчаяние первой осени войны, когда в неотапливаемых корпусах Университета, несмотря на бомбежки, шли занятия. Университет жил и после эвакуации, его студенты днем работали на военных заводах, а вечерами учились. Одно за другим из плоскости экрана кинохроники наплывали на зрителя юные лица студентов, ушедших тогда на войну. Эти лица были удивительно красивы, и трудно было представить их искаженными отчаянием или болью, страшными испытаниями, через которые им предстояло пройти. Но они прошли.

Спектакль был построен на песнях военных лет, исполнявшихся с экрана Марком Бернесом, Клавдией Шульженко, Леонидом Утесовым. Великим классикам военной песни очень старательно и душевно подпевали сегодняшние студенты, с баяном и гитарой, и получался у них такой «дуэт» через время. Очень мощно прозвучали песни войны в исполнении знаменитого Академического хора МГУ.

«Синий платочек» — романтический вальс, танцевали на сцене студенты в военной форме, очень красивые, очень стройные, казалось, немного неуверенно оттого, что танцуют не перед сверстниками, а перед ветеранами, теми, кто когда-то тоже танцевал под эту вечную мелодию. А ветераны им аплодировали, растроганно, как собственным внукам. Со сцены прозвучали фрагменты писем военных лет, написанных студентами Университета, стихи замечательных поэтов-фронтовиков Давида Самойлова, Василия Лебедева-Кумача, ушедших на фронт со студенческой скамьи Университета. Замечательными стихами Давида Самойлова, наверно, можно было бы выразить все, о чем думали тогда вчерашние школяры, в одночасье ставшие героями.

«Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю. 

Как это было! Как совпало
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!.. 

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!»