Эксперименты японских ученых показали, что крысы спасают других крыс, так как понимают, что те находятся в тяжелом положении. Об этом подробно рассказывается в журнале Animal Cognition.

Фраза «человек человеку — волк» предполагает, что во всех нас заложено звериное, то есть эгоистичное отношение друг к другу. Между тем опыты на крысах, проведенные учеными из японского университета Квансей Гакуин, вызывают сомнение в том, что млекопитающие всегда ставят свои интересы выше других.

Во время этих экспериментов двух крыс помещали в два отделения ящика, разделенных прозрачной перегородкой. В одной из них крыса плавала в воде. Она не тонула, так как могла ухватиться лапой за край ящика, но и вылезти не могла, а крысы очень не любят воду. Крыса, находившаяся в соседнем отделении, видела, что происходит, и уже через несколько дней понимала, что она может помочь соседке, открыв проход в перегородке. Что большинство крыс и делало каждый раз, когда соседка оказывалась в воде. Если же в соседнем отделении воды не было, то перегородка не открывалась. Этот последний факт, как объясняет журнал Science, опровергает предположения о том, что крысы выручают друг друга в тяжелых ситуациях потому, что нуждаются в компании.

Пока соседке не начинала угрожать опасность, об открытии перегородки речь не шла. Мало того, ученые решили усложнить эксперимент, и, в тот момент, когда одна крыса барахталась в воде, другой предлагали шоколад. Выяснилось, что от 50 до 80% крыс сначала выручали соседку, а потом уже бежали за вкусным угощением.

Все это дает исследователям возможность сделать очень лестный для человечества вывод. По их мнению, желание помогать другим — это эволюционный фактор, который развился у млекопитающих в течение тысячелетий и помогает как крысам, так и людям, выжить в тяжелых условиях. Словом, желание помочь существует на биологическом уровне.