Данные, полученные из социальных сетей, часто используются в различных сервисах, например для мониторинга пробок, вспышек эпидемий, реакции людей на те или иные социальные события. Однако часто подобные сервисы становятся уязвимы перед атаками  ботов — компьютерных программ, или ботов (сокр. от «робот»), которые под видом реальных пользователей оставляют свои комментарии, заводят подписчиков и делятся чужими записями. Боты могут использоваться определенными политическими силами в разных целях, от достижения нужных результатов при голосовании до смещения вектора общественного мнения в нужную заказчику сторону.

Специалисты по компьютерным программам Федерального университета Минас-Жерайс (Бразилия) решили понять, как боты проникают в социальные сети, заводят подписчиков и влияют на общественное мнение. Компьютерщики завели 120 ботов и стали следить за их продвижением в сети.

Первое, что хотели узнать их создатели, — смогут ли программы обмануть специальные фильтры, отсеивающие неживых пользователей. За 30 дней эксперимента 69% ботов сумели избежать автоматической фильтрации.

К концу эксперимента 120 ботов в общем собрали 4999 подписчиков, а более 20% ботов собрали более сотни фолловеров —  больше, чем имеют 46% пользователей твиттера. Оказалось, что на успешность ботов влияет их активность, причем боты, генерирующие твиты, успешнее тех, что просто делают ретвиты.

Фото: Alejandro Escamilla alejandroescamilla, CC0, через Wikimedia Commons