Изучив данные спутников о движении облаков на Земле, ученые из США определители, что штормовые облака имеют тенденцию смещаться к полюсам, а субтропические засушливые области расширяются. Верхняя граница облаков также повышается в атмосфере. Результаты этой работы опубликованы в Nature, сообщает пресс-служба Института океанографии Скриппса при Университете Калифорнии, сотрудники которого руководили исследованием.

Облака служат одним из важнейших регуляторов климата на Земле. Они отражают солнечную радиацию назад в космос, не давая планете перегреться. И одновременно они не дают уйти теплу от поверхности Земли, создавая парниковый эффект. Поведение облаков очень сложно для понимания, поэтому ученым трудно строить модели нынешнего климата и прогнозы погоды.

Десятки лет спутниковые снимки облаков представляли проблему для анализа облачности, потому что содержали помехи, созданные изменениями в орбитах спутников, калибровкой инструментов и деградацией сенсоров со временем и другими факторами. Авторы работы удалили эти шумовые факторы из спутниковых записей и получили широкий ряд схем облачных изменений между 1980 и 2000 годами, которые соответствуют климатическим моделям, предсказывающим тренды для того периода времени, включая отступление к полюсам среднеширотных штормов, расширение субтропических засушливых зон и повышение верхних границ облаков.

Эти изменения в поведении облаков усиливают поглощение Землей солнечной радиации и сокращают выбросы тепла в космос, что усугубляет глобальное потепление, вызванное ростом концентрации парниковых газов. Таким образом, как полагает ведущий автор статьи Джоэль Норрис (Joel Norris) из Скриппса, это первая достоверная демонстрация того, что действительно можно предсказать поведение облаков с помощью климатических моделей и теорий.

Ученые изучили нескольких разных очищенных от помех спутниковых записей и проанализировали их. Он увидели, что поведение облаков коррелируется не только с усилением концентрации парниковых газов, но и с последствиями двух крупных вулканических извержений: извержение 1982 года вулкана Эль-Чичон в Мексике и извержение Пинатубо на Филиппинах в 1991 году. Аэрозоли, выброшенные во время этих извержений, оказывали глобальных охлаждающий эффект на протяжении нескольких лет. Если в будущем не будет таких глобальных извержений, то, как полагают ученые, указанные тренды в поведении облаков продолжатся, а значит, глобальное потепление усилится.

Подробнее о глобальном потеплении читайте в нашей статье «Глобальное потепление и глобальное похолодание».

[Фото: NASA Goddard Space Flight Center]