Ученые из США выяснили, почему океанские воды вокруг Антарктиды не нагреваются с той же скоростью, как всюду на планете. Наблюдения и климатические модели показывают, что течения вокруг Антарктики постоянно выталкивает древние воды с океанских глубин к поверхности. Работа опубликована в журнале Nature Geoscience.

Сначала ученые ожидали, что в результате изменения климата температура морской воды будет расти на обоих полюсах. Со временем оказалось, что океан вокруг Антарктиды нагревается гораздо медленнее по сравнению с Северным ледовитым океаном. Ученые из Университета в Вашингтоне и Массачусетского технологического института решили выяснить причину такого неравенства, сообщается в пресс-релизе.

Причина оказалась проста: ураганные западные ветры, которые постоянно дуют вокруг Антарктиды, способствуют перемещению поверхностных вод к северу, что выталкивает воду с глубины. Воды Южного океана имеют глубинное происхождение, их путь к поверхности занимается столетия и тысячелетия.

К примеру, воды вдоль западного берега обоих Америк и экватора поступают с глубины несколько сотни метров, но такого сильного как в Антарктиде охлаждающего эффекта не имеют. Южный океан уникален тем, что его воды поступают с глубины несколько тысяч метров, они реально глубоководные. Эта древняя вода, опустившаяся на дно сотни лет назад, а теперь оказавшаяся на поверхности. Она-то и охлаждает океан вокруг Антарктики.

Ученые уверены, что вода, которая поступает к поверхности в Антарктике, последний раз соприкасалась с атмосферой столетия и даже тысячелетия назад в Северной Атлантике. Затем она опустилась на дно и, следуя окольными путями в мировом океане, спустя сотни лет выныривает в Антарктике.

Задержка потепления Антарктического океана обычно видна в моделях глобального потепления. Причиной задержки ошибочно считали вспенивание холодных морей, которые нагреваются, опускаясь на глубину. В новой работе ученые использовали данные буев Argo и других инструментов, чтобы проследить, куда девается тепло в океане. Согласно старой идее, вода, нагревшись на поверхности, опускается вниз и смешивается там с холодной водой, замедляя потепление. Теперь наблюдения показали, что теплая вода из Антарктиды уносится к северному полюсу по поверхности.

В Атлантике эти потоки океанской поверхности движутся в Арктику — вот почему северный полюс теплеет сильнее других регионов планеты в то время, когда Антарктика относительно стабильна. Получается, что схема течений мирового океана работает на потепление в Арктике.

Чтобы это показать, ученые создали модели с использованием красителей. Зная, куда девается избыточное тепло из атмосферы, и установив, почему полюса теплеют с разной скоростью, ученые смогут лучше предсказать глобальную температуру планеты в будущем.

Напомним, что недавно специалисты NASA выяснили, что таянию морских льдов Антарктики мешают два постоянных геологических фактора — топография Антарктики и глубина окружающего ее океана.