Ученые из Института генома Вашингтонского университета (США) во главе с Весом Уорреном (Wes Warren), работая над проектом секвенирования генома кошки, пришли к выводу, что, в отличие от собак, кошек можно считать одомашенными лишь наполовину. Геномы домашней кошки и ее диких сородичей имеют очень много совпадений. Об исследовании генетики рассказали в статье, опубликованной в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Изменения, которые произошли в геноме кошки после приручения человеком, оказались связаны с генами, отвечающими за память, чувство страха и, в большей степени, за поведение, направленное на поиск вознаграждения. Это именно те гены, которые в первую очередь связывают с процессом одомашивания. «Мы считаем, что люди предлагали кошкам пищу в награду их работу по уничтожению грызунов и спасению урожая зерна, и это стало движущей силой приручения кошачьих, а постепенно сказалось и на их геноме», — поясняет Уоррен.

Когда ученые секвенировали геном породистой домашней кошки, они выяснили, что основные различия его с геномом ближайшего дикого сородича состоят в генах, отвечающих за окраску и структуру шерсти, а также особенности анатомического строения морды животного и такое качество характера как послушность. В генах же, отвечающих за такие существенные характеристики кошки, как выбор плотоядной пищи и превосходное обоняние, различий, наоборот, найдено не было.

Исследователи сделали вывод, что домашние кошки еще очень недалеко ушли от диких, согласно сравнениям геномов, некоторые же породы и вовсе практически не отличаются от кошек, живущих в дикой природе.

Кроме того, в ходе исследования ученые сравнивали геном домашней кошки абиссинской породы с геномами других млекопитающих — собаки, тигра, коровы и человека. Особенность генома кошки оказалась, например, в большом количестве генов, отвечающих за липидный обмен, благодаря чему рацион кошки составляет, в основном, мясо. Было показана и высокая активность генов, отвечающих за остроту слуха и зрения, а также сделан ряд других выводов.

Проект по секвенированию генома домашней кошки продолжается уже несколько лет, еще основная часть расшифрована еще в 2007 году, но каждое следующее исследование добавляет новые детали. Ученые уверены, что понимание кошачьей генетики поможет развитию и человеческой медицины, поскольку у людей и кошек существует довольно много схожих болезней.