Группа американских и британских палеонтологов под руководством Джессики Уайтсайд (Jessica Whiteside) из Саунтгемптонского университа попыталась ответить на вопрос, почему в начале триасского периода в тогдашних тропиках находят крайне мало останков динозавром, сообщает National Science Foundation. Свое исследование ученые опубликовали в журнале PNAS.

Известно, что первые динозавры появились около 230 млн лет назад, однако практически до конца триасского периода они старались жить вне тропической и экваториальной зон. На материках, расположенных в тот период в районе экватора, находят останки лишь немногих небольших хищных видов динозавров. Останки больших и травоядных динозавров практически не встречаются в этих местах, при этом в регионах, расположенных в триасском периоде далеко от экватора, останки травоядных динозавров не единичны.

Джессика Уайтсайд утверждает, что их группа нашла ключ к пониманию, почему динозавры избегали тропиков: это было связано с тем, что там было слишком жарко и сухо, а уровень концентрации CO2 был выше, чем в других частях планеты. Эти обстоятельства делали экваториальную зону тогдашней Земли совершенно неприспособленной для жизни таких крупных наземных существ, какими являлись травоядные динозавры. Данные о климате экваториальной зоны Земли 230 млн лет назад были получены в результате анализа образцов, собранных в районе реки Чама на севере штата Нью-Мексико, месте, которое в эти времена находилось в районе экватора.

Ученые также отметили, что в этот период в тропических областях Земли из-за жары и отсутствия осадков, вероятно, бушевали пожары, которые и являлись причиной повышения уровня углекислого газа в атмосфере. Это доказывает наличие в районе Чамы большого количества угля, который возникает только в процессе горения. Кроме того, именно многочисленные пожары могли еще больше усугубить экологическую ситуацию для травоядных динозавров, поскольку им требовалось много растительной пищи. При этом небольшие плотоядные динозавры были не так зависимы от ресурсов, что позволило им выживать даже в этих неблагоприятных условиях.