Ученые, представляющие несколько австралийских университетов, пришли к выводу о связи гиперактивности клеток иммунной системы у новорожденных с вероятностью развития у детей в будущем пищевых аллергий. Статья о результатах исследования опубликована в журнале Science Translational Medicine, кратко о нем рассказывает сайт журнала Science.

Активность иммунных клеток изучалась в образцах пуповинной крови только что рожденных детей, а спустя год все дети были протестированы на наличие основных пищевых аллергий, в том числе на яйца, коровье молоко и арахис. Таким образом были получены и проанализированы данные более 1000 детей, что позволило сделать выводы о взаимосвязи этих двух факторов.

У детей с пищевыми аллергиями при рождении фиксировалась высокая активность иммунной системы, а именно большее число белых кровяных клеток, называемых моноцитами. Моноциты известны тем, что формируют резервы иммунной системы: когда мы заболеваем, они трансформируются в клетки, способные бороться с патогенами. У детей-аллергиков таких клеток было не только больше, но они также были более активными в реакции на молекулы бактерий, в сравнении с моноцитами от второй группы детей, аллергии у которых не проявились.

Далее ученые проверили и другие клетки иммунной системы. Оказалось, что сигналы, подаваемые моноцитами, также заставляют иначе работать так называемые Т-клетки. Если в обычной ситуации именно эти клетки подавляют потенциальные аллергические реакции, то в данном случае они вели себя прямо противоположно — запускали и усиливали эти реакции.

Исследователи пока не берутся объяснить, почему в организме некоторых детей клетки их иммунной системы, в частности, моноциты, ведут себя гиперактивно. Это потребует дополнительных исследований. Но уже выводы проведенного эксперимента позволяют начать разрабатывать новое направление в создании средств от пищевой аллергии.