Впервые удалось адресно активировать определенные гены в определенной ткани живого существа. Сделать это удалось биоинженерам из Калифорнийского университета в Беркли (США), под руководством Нирена Мерфи (Niren Murthy). Их подробную статью, опубликованную в журнале Nature Materials, пересказывает сайт журнала Science.

Суть задачки сводилась к тому, что внедрить в клетки определенной ткани нужные факторы транскрипции — вещества, которые запускают чтение определенных участков ДНК, в которых записана инструкция по синтезу тех или иных веществ.

Биоинженеры из Беркли использовали для этого специально созданное сложное соединение под названием DART — DNA assembled recombinant transcription factor, то есть «ДНК-комплексный рекомбинантный транскрипционный фактор». Комплекс DART состоит из:

· собственно факторов транскрипции;
· участка ДНК, аналогичного тому, который им предстоит активировать (он в данном случае служит «строительными лесами», на которых крепится вся конструкция);
· специальных веществ, которые растворяют на небольшом участке клеточную мембрану и позволяют таким образом всему соединению проникать внутрь;
· наконец, последними компонентами являются две молекулы сахаров, которые предотвращают слишком ранее срабатывание комплекса и растворяются, попадая в очень кислую среду внутри клеточного ядра.

В пробном эксперименте американские ученые взяли хорошо изученный транскрипционный фактор Nrf2, активирующий несколько противовоспалительных и антиоксидантных генов. С помощью DART они внедрили этот ген в печень мыши, которой за час до того ввели большую дозу ацетаминофена (он же парацетамол) — анальгетика, который в таких количествах способен повреждать клетки печени. Схема успешно сработала: Nrf2 повысил активность нужных генов и ущерб печени был компенсирован.

«Это очень впечатляющая работа, — прокомментировал достижение коллег Хсиан-Ронг Ценг (Hsian-Rong Tseng), химик из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. — Она может вывести доставку транскрипционных факторов в организме на новый уровень». Такая доставка может произвести настоящую революцию в лечении самых разных болезней.

Другие ученые, впрочем, высказываются осторожнее. Так, Дэвид Франк (David Frank) из Онкологического института Дейни — Фарбера в Бостоне отметил, что внедрять что-либо в клетки печени несложно, а вот будет ли новый метод столь же эффективно работать с другими тканями — это еще вопрос.

Напомним, недавно участникам международного научного проекта FANTOM5 удалось разобраться в едином механизме развития всех клеток млекопитающих, в котором транскрипция ДНК играет важнейшую роль.