15-16 апреля Москва принимала участников первого международного саммита по персонализированной медицине и питанию NEWTRITION 2016. Ведущие эксперты со всего мира представили на саммите свои доклады. После двух дней форума не осталось сомнений в том, что это не просто одно из самых быстро развивающихся направлений в науке, а тот случай, когда открытия ученых очень быстро входят в практику. И происходит это, прежде всего, за счет работы в этой сфере множества крупных биотехнологических и медицинских компаний. О самых интересных темах саммита рассказывает портал Научная Россия.

«Система здравоохранения, как мы ее знаем, неэффективна. Скоро уже четверть всего мирового ВНП будет тратиться на здравоохранение, при этом огромна доля назначаемых процедур, которые на самом деле не нужны», — прозвучало в первом же докладе саммита. С обзором трендов и перспектив здравоохранения XXI века выступил Ричард Кивел (Richard KIVEL), руководитель корпорации ViS Research Institute, преподаватель в MIT.

По его мнению, здравоохранение в ближайшем будущем будет находиться не столько во власти крупных корпораций и новых научных исследований, сколько в руках самого пациента: «Используя оперативную информацию из превентивной диагностики и носимых устройств, люди произведут революцию в персонализированной медицине, питании и профилактике заболеваний».

Главная тенденция — интеграция областей науки, занимающихся вопросами здоровья человека, отметил в своем докладе Джеймс Кэпут (James Kaput), старший эксперт Metabolic Health Unit, Nestle Institute of Health Sciences. «Вы не можете игнорировать ни генотип, ни окружающую среду, когда говорите о здоровье и болезни. Кроме того, вам придется думать о молекулярной биологии, и о системах, и том, что происходит внутри этих систем. Чаще происходит так, что генетик думает только о генетике, диетолог — только о том, как человек питается и так далее». Ученый представил итоги проекта по анализу огромного числа геномов: в результате исследователям удалось создать уникальную базу данных о влиянии генов на различные аспекты обмена веществ, связанных с питанием.

Та же идея была и в центре выступления Дайвы Нильсен (Daiva Nielsen) из Медицинской школы Гарварда. Она привела несколько конкретных примеров, наглядно доказывающих важность комплексного подхода. Один из самых ярких связан с исследованием влияния кофеина на организм человека. Мы привыкли считать, что высокое потребление кофе повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний. Но оказывается это не всегда верно: риск увеличивается только у тех людей, для кого характерен медленный метаболизм кофеина. При этом существует и небольшая доля людей, для которых кофеин, наоборот, гарантирует снижение риска инфарктов и других болезней сердца и сосудов.

Аналогичные выводы уже есть и, например, про потребление витамина C. Очевидно, что в такой ситуации неэффективно рассматривать генетику и питание без связи друг с другом. И становится понятнее, почему исследования о пользе и вреде тех или иных продуктов так часто выдают противоречивые результаты (портал Научная Россия касался этой темы в материале «Ошеломляющие медицинские открытия»).

Дайва Нильсен также привела результаты последних исследований, касающихся поведения людей после генетических тестов. Главный вопрос — способно ли знание своих генетических рисков влиять на образ жизни. И хотя первые результаты таких исследований не были обнадеживающими, новые данные говорят, что около 40% людей все же вносят изменения в свой рацион питания и пищевые привычки, получив свой «генетический портрет» и обязательно — конкретные рекомендации специалистов.

К тем же выводам пришла и исследовательская группа проекта по персонализированному питанию «Food4Me», организованного при поддержке ЕС — о его результатах рассказала на саммите Милка Соколович (Milka Sokolović), руководитель направления «Питание и здоровье» при Европейском Совете по информации о продуктах питания. «Если научное сообщество хочет, чтобы его усилия приносили конкретные плоды и меняли мир, ему необходимо осознать, что именно на нем лежит обязанность снабдить общество достоверной и основанной на фактах информацией, которая дает основания для конкретных действий. Особенно это верно в области, где передовые технологии применяются к таким базовым и глубоко личным материям и понятиям, как питание и здоровье», — подчеркнула исследователь.

Главная тема второго дня саммита — кишечная микробиота. «Микробиота кишечника — целый новый орган, открытый недавно, большинство тайн все еще скрыто от нас, но уже сегодня мы связываем функционирование микробиоты с деятельностью иммунной системы и мозга», — сказал Дмитрий Алексеев, заведующий лабораторией биоинформатики НИИ ФХМ, основатель научно-исследовательской компании «Кномикс», резидента «Сколково».

И о некоторых уже раскрытых тайнах рассказали другие докладчики. Сергей Фетисов, профессор Руанского университета (Франция) представил последние данные исследований о роли кишечных бактерий в работе мозгового центра управления аппетитом в норме и патологии. «Кишечные бактерии выделяют белки, которые через сосудистую систему достигают головного мозга и активируют нервные клетки, регулирующие чувство насыщения. Более того, антитела, вырабатываемые иммунной системой против таких белков, могут вызывать нарушения пищевого поведения», — пояснил Фетисов.

Иофам Суэц, биолог из Научно-исследовательского института имени Вайцмана (Израиль) рассказал о результатах масштабного исследования связи питания, микробиоты и метаболизм. В частности, оно показало, каким образом бескалорийные синтетические подсластители могут через воздействие на микробиоту приводить к нарушению толерантности к глюкозе.

А специалисты медицинского центра «Атлас» рассказали о некоторых конкретных программах персонализированной медицины и питания, уже сейчас внедренных в практику работы с пациентами. Руководитель Лаборатории персонализированной геномной медицины Центра живых систем МФТИ, руководитель научных проектов клиники «Атлас», практикующий врач-генетик Татьяна Амирова рассказала о персонализированной нутригеномной терапии.

«Каждый из нас обладает уникальным генетическим строением. Однако фенотип пластичен и управляем посредством питания, физических нагрузок, изменения микробиома. На сегодняшний момент системная биология дает нам знания, позволяющие успешно внедрять новую форму терапевтического вмешательства», — объяснила эксперт. А врач-диетолог центра «Атлас» кандидат медицинских наук Ксения Селезнева пояснила в своем докладе, как происходит разработка индивидуального рациона питания на основе геномных данных.

На саммите собралось около 300 специалистов в области персонализированной медицины и питания — ученые, представляющие разные научные направления, практикующие врачи, руководители компаний, занимающихся исследованиями и разработками в этой области. Как отметили организаторы, это редкая возможность такой встречи и совместного обсуждения результатов и перспектив развития. Так что вполне возможно, что в скором будущем мы узнаем о новых ярких проектах в этой сфере.