Группа ученых под руководством Чжан Мэнчуй (Zhang Menghui) из Шанхайского университета Джао Тонг, пришла к выводу, что перхоть вызывают не грибки, а нарушение баланса между двумя конкурирующими бактериями, которые естественным образом обитают на человеческом черепе. Свои результаты они опубликовали в статье в журнале Scientific Reports, сообщает MedicalXpress.

Перхоть очень распространена среди людей и доставляет много беспокойства, поскольку придает человеку непривлекательный вид (ну, если не считать компаний, выпускающих средства и шампуни против перхоти). Ученые годами спорили, что вызывает перхоть, и не так давно пришли к консенсусу, назначив виновником грибки, живущие на коже черепа. Однако с этим выводом не все согласны, в том числе авторы нового исследования.

Ученые выделили большое число вариантов микроорганизмов, живущих на коже человеческой головы, чтобы посмотреть, как они взаимодействуют. В опытах участвовали 59 китайцев возрастом от 18 до 60 лет, у которых измеряли уровень воды, нескольких десятков бактерий, кожного сала (жирного секрета, выделяемого в подростковом возрасте и раннем детстве) и грибка Malassezia, который считают причиной перхоти. Участники помыли волосы за 48 часов до эксперимента, и у них взяли образцы перхоти из восьми разных участков черепа.

В целом ученые не обнаружили большого влияния грибка на уровень перхоти. Связь между бактериями Propionibacterium и Staphylococcus и перхотью оказалась более тесной. Сильнее всего перхоть проявлялась, когда соотношение двух бактерий изменялось. Получается, что поддержание баланса концентрации бактерий может стать рецептом против перхоти.

Некоторые бактерии вообще приносят нам кучу неприятностей гигиенического свойства. Например, год назад ученые из Великобритании обнаружили, что бактерии Staphylococcus hominis, соединившись с молекулой пота, производит неприятный запах. А рост популяции бактерии Propionibacterium acnes вызывает угревую сыпь.