Ученые из университета Квинсленда (Австралия) установили, что маршруты миграций и места обитания 91% перелетных птиц совершенно недостаточно защищены, что может привести к дальнейшему сокращению их численности и видового разнообразия. Их статью, опубликованную в журнале Science, пересказывает газета Los Angeles Times.

Биологи составили карты миграций и мест обитания 1451 видов перелетных птиц и проанализировали, насколько эти территории хорошо защищены от различных негативных внешних влияний. Оказалось, что чувствовать себя в полной безопасности на всем своем ежегодном маршруте могут только 3% перелетных птиц. Еще у 6% маршрут защищен частично. Остальные 91% регулярно сталкиваются в местах своего обитания и во время перелетов с какими-либо угрозами.

Такая статистика вызывает у ученых глубокую тревогу. За последние 30 лет численность перелетных птиц на основных маршрутах их миграций снизилась более чем вполовину, и этот процесс может продолжиться, ставя само существования многих видов птиц под угрозу.

Между тем перелетные птицы играют большую роль в разных экосистемах и пищевых цепочках. В частности, они регулируют численность насекомых, не позволяя им размножиться сверх меры, и таким образом помогают сельскому хозяйству. Наконец, многие их виды «засветились» в культуре и искусстве — едва ли стоит напоминать, например, о знаменитой картине «Грачи прилетели».

В заключение своей статьи ученые призывают все страны мира сотрудничать ради того, чтобы обеспечить перелетным птицам достаточную защиту.

Отметим, что некоторые подвижки на этом пути уже есть. Так, в Китае, через территорию которого проходят маршруты многих перелетных птиц, два года назад открыли для них специальную «больницу». Кроме того, орнитологи в Поднебесной используют для наблюдения за пернатыми мигрантами беспилотники.