Группой польских и английских медиков во главе с нейрохирургом Павлом Табаковым (Pawel Tabakow) проведена уникальная операция по разработанной ими методике — они пересадили клетки, выращенные из обонятельной луковицы пациента, в его спинной мозг. После двух лет физиотерапии у больного частично восстановились двигательные функции, и сейчас он передвигается самостоятельно с помощью специальной рамки. О результатах работы рассказывает BBC News со ссылкой на публикацию в журнале Cell Transplantation.

Сорокалетний мужчина в 2010 году после удара ножом в спину оказался парализован от груди и ниже. После двух лет безуспешной терапии медики решились на экспериментальный вид лечения — пересадку клеток.

Лечение проходило в несколько этапов. Сначала была проведена операция по извлечению обонятельной луковицы пациента. Затем в специальных условиях были выращены особые клетки обонятельной выстилки носа — эти клетки известны своей способностью проводить нервные импульсы. После этого были сделаны микро-инъекции клеток в область повреждения спинного мозга. Наконец, в ту же область были имплантированы четыре полоски нервной ткани.

Уже спустя три месяца после вмешательства пациент почувствовал первые изменения, ощутив мышцы собственной ноги. Спустя еще полгода он смог сделать первые шаги при поддержке специального устройства и при помощи врача. Частично восстановилась также восприимчивость к сигналам мочевого пузыря и кишечника, а также сексуальные функции.

По словам врачей, пересаженные клетки, прижившись в спинном мозге, стали выполнять функцию по проведению нервных импульсов между клетками самого мозга, таким образом способствуя их регенерации и восстановлению активности.

Это уже не первая операция по использованию клеток обонятельной выстилки носа при повреждениях спинного мозга. Однако уникальность данной состоит в том, что клетки были выращены искусственно в лабораторных условиях с использованием обонятельной луковицы пациента. Эта технология позволила быстро получить достаточное количество клеток для пересадки.

Источник фото: BBC