Ученые из США нашли растение, которое обитает только на почвах кимберлитовых трубках — алмазоносных структурах. Это Pandanus candelabrum — древовидное высокое растение из семейства пандановых, произрастающее в тропиках. Возможно, этот пандан удастся использовать как индикатор для поиска кимберлитов, считают ученые. Результаты этого исследования они опубликовали в журнале Economic Geology, а Science дает популярный пересказ открытия.

Кимберлиты — это глубокие конусообразные структуры в земной коре, наполненные специфическими горными породами (кимберлитами). Считается, что они образовались на местах газовых магматических взрывов, их так и называют геологи — «трубками взрыва». Кимберлитовые трубки содержат большинство мировых запасов алмазов, и центр их добычи — в Африке (ЮАР, Ангола). Именно на алмазоносных месторождениях работал автор открытия Стефен Хаггерти (Stephen Haggerty) из Международного университета Флориды и главный геолог в добывающей компании Джозефа, владеющей лицензиями на добычу в Либерии.

В 2013 году Хаггерти использовал драгу, чтобы взять образцы почвы в болотистой местности Кэмп Альпина. Он искал минералы, указывающие на присутствие алмазов. Хаггерти действительно обнаружил небольшую кимберлитовую трубку 50 метров шириной и пару алмазов в почве над ней. Ученый обратил внимание на растение с воздушной корневой системой, подобной манграм, стволом до 10 метров высотой. Листва остроконечная, похожая на пальму. Вместе с ботаником из королевских ботанических садов Кью в Лондоне им удалось определить, что это — разновидность древовидного растения пандан, Pandanus candelabrum. Ученые полагают, что эта разновидность или подвид растет только на кимберлитовых трубках. Они продолжат исследования в следующем сезоне. Важно, в частности, уметь определять эти растения на аэро- и космоснимках.

Хаггерт полагает, что P. candelabrum произрастает только над кимберлитами. Вероятно, растение приспособилось к богатой магнием, содой и фосфором почве кимберлитов. Растения — это важный поисковый признак для геологов, особенно для районов с густой растительностью — таких как джунгли Либерии. Алмазоносные трубки вообще редки, только одна из десяти содержит достаточно для разработки этих драгоценных камней, а в Либерии их поиски затруднены из-за джунглей. Если гипотеза подтвердится, можно ожидать в определенных кругах всплеска интереса к ботанике.