Зубная эмаль не сразу стала покрывать зубы, а мигрировала на них в процессе эволюции с чешуи и костей черепа древних рыб. Об этом говорит открытие палеонтологов из университета Уппсалы (Швеция), под руководством профессора Пера Альберга (Per Ahlberg). Их статью в журнале Nature пересказывает сайт журнала Science.

Альберг с коллегами нашли хорошо сохранившиеся ископаемые останки рыбы Psaroepis romeri, жившей в период между 410 и 415 млн лет назад. Исследуя тончайшие срезы, ученые обнаружили, что у этого 20-сантиметрового хищника эмаль была на челюстных костях, костях черепа и чешуях. Но зато на зубах этой древней рыбы никакой эмали не было — вместо нее наружным был слой дентина, вещества, который у нас (и у других млекопитающих, пресмыкающихся и амфибий) идет вторым слоем, как раз под эмалью.

Ранее другим коллективам ученых уже удавалось находить чешуи древних рыб со слоем эмали на них. Но до сих пор не было возможности доказать, что достаточное количество таких чешуй принадлежало одной и той же особи, то есть, что они были распределены по всему телу, независимо от возраста.

Это открытие переворачивает бытовавшую до сих пор теорию о том, что эмаль была на зубах, развившихся когда-то в процессе эволюции именно из рыбьей чешуи, с самого начала. Представляется, что она мигрировала на зубы позже, с других частей тела.

Чтобы дополнительно подтвердить это предположение, ученые из университета Уппсалы проанализировали геном пятнистой панцирной щуки (Lepisosteus oculatus) — современной рыбы, чешуйки которой покрыты ганоином, материалом, аналогичным эмали. Выяснилось, что гены этой рыбы позволяют ей вырабатывать два три белка, необходимых для формирования эмали.

Кстати, эмаль — самая твердая ткань нашего тела. Она почти полностью состоит из минерала гидроксилапатита.

Возвращаясь к вымершим рыбам, отметим, что недавно ученые раскопали еще одну, в строении тела которой причудливо сочетались черты костных и хрящевых рыб — по-видимому, она являлась общим предком данных двух групп.

А у «живого ископаемого», рыбы латимерии, внезапно нашли рудиментарные легкие, что тоже заставляет пересмотреть порядок выхода наших предков на сушу.