По данным ВОЗ, в 2010 году зарегистрировано 34 млн случаев заражения вирусом иммунодефицита человека. Каждый день на планете от заболеваний, связанных с ВИЧ, умирает 6 тыс. человек.

Откуда пошел вирус? Как впервые ВИЧ попал к человеку, вызвав одну из самых разрушительных пандемий в истории? В этой статье мы постарались ответить на самые частые вопросы о ВИЧ.

Что такое ВИЧ?

Вирус иммунодефицита человека, или ВИЧ, является возбудителем синдрома приобретенного иммунодефицита человека (СПИД). На сегодняшний день существует ВИЧ-1 и ВИЧ-2.

ВИЧ-1 является доминирующим, делится на четыре группы (М-N-O-Р) и ответственен за большинство инфицирований во всем мире.

ВИЧ-2 в основном распространен в западно-африканских странах и на тех территориях, куда мигрировали выходцы из этих стран, например во Франции и Португалии. Этот штамм делят на восемь групп, причем только две из них передаются от человека к человеку. Заболеваний, вызванных остальными, зарегистрированы единичные случаи.

Откуда взялся ВИЧ?

Люди, не имеющие отношения к изучению вируса, делятся, как правило, на два типа. Один — те, кто считает, что ВИЧ появился у человека, второй — что он передан обезьянами. Есть и идея о том, что вируса не существует.

Согласно опросам в США, 50% населения считают, что ВИЧ был изготовлен в лаборатории, из них 25% уверены, что это было сделано американским правительством. Значительное число респондентов полагают, что вирус был создан, чтобы контролировать популяцию афроамериканцев и гомосексуалистов. В пользу этих теорий нет ни одного научного аргумента, напротив, факты говорят об обратном.

К примеру, самые ранние случаи ВИЧ зарегистрированы в конце 1950-х годов. В это время не было ни знаний, ни технологий, которые могли бы помочь в создании такого рода вирусов. В то время только-только была определена структура ДНК, и удалось создать первый синтетический бактериальный геном. О вирусах не было даже речи, поскольку это потребовало бы специальных генетических знаний.

Существует несколько доказательств того, что ВИЧ возник в ходе передачи родственных вирусов приматов в Западной Африке. Если сравнить вирусы иммунодефицита обезьяны (SIV), например мангабеев, горилл и шимпанзе и ВИЧ, можно найти между ними генетическое сходство. Также обнаружены географические корреляции между вирусом иммунодефицита обезьяны и человека.

Когда появился ВИЧ?

Для того чтобы узнать возраст вируса, исследователи изучают последовательность изменений генома вируса и рассчитывают так называемые молекулярные часы. Метод молекулярных часов помогает вывести скорость эволюции и таким образом определить, когда от общих предков появились отдельные вирусы. Используя эту технику, ученые подсчитали, что ВИЧ-1 возник примерно в 1908 году, а ВИЧ-2 в 1940 году.

Как ВИЧ распространился?

Разумеется, идея о спаривании с приматами не воспринимается вирусологами всерьез. Самое простое объяснение передачи вируса человеку — был контакт с кровью инфицированных приматов. Например, мангабеев (отряд мартышковых) в некоторых странах Западной Африки, где особенно распространен ВИЧ-2, держат в качестве домашних животных и забивают на мясо. Таким образом капли зараженной крови обезьян могли попасть на трещины в коже или слизистую человека. В медицинских заведениях стран Африки положение довольно бедственное, и медсестры часто используют оборудование, в том числе шприцы, повторно. (К слову, в этом же, видимо, причина того, что нынешняя эпидемия вируса Эбола так стремительно втягивает новые и новые жертвы в африканских странах.)

Этот факт, в сочетании с ростом миграции населения, беспорядочными сексуальными контактами и внутривенным введением наркотиков, привело к широкому распространению вируса.

Другая теория состоит в том, что люди заразились благодаря пероральному вакцинированию против полиомиелита. Вакцины требовали использования живой ткани для производства. Те, кто поддерживают эту идею, считают, что почки, используемые в производстве вакцины, брались от инфицированных шимпанзе, и таким образом была заражена большая часть населения. Однако эта теория сейчас не поддерживается — доказано, что не все штаммы ВИЧ произошли от шимпанзе. Также маловероятно, что оральные вакцины могли привести к передаче вируса, так как для передачи нужны поврежденные ткани. Кроме того, исследователи проверили все используемые запасы вакцины и не нашли никаких следов ВИЧ.

В целом, сложно окончательно доказать происхождение и пути развития ВИЧ, но существующие на сегодняшний день исследования указывают на обезьян. Теория заговора не подтвердилась.

Фото: ru.123rf.com