Ученые под руководством профессора Грега Роуса (Greg Rouse) из Института океанографии Скриппса в США дали описание существу Xenoturbella, живущему в глубинах Тихого океана, которое сами исследователи неформально называли фиолетовым носком за явное сходство с этим предметом одежды. Теперь ученые нашли «родственников» животного и доказали, что оно относится к одной из самых ранних ветвей жизни на нашей планете. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Впервые Xenoturbella была описана в 1949 году. Сначала был обнаружен всего один вид, и ученые не могли найти для животного места на генеалогическом древе, отнести его к какой-то группе. Ранние генетически тесты ошибочно причислили загадочные «носки» к моллюскам. Кроме необычного внешнего вида удивляла и анатомия животного — у него нет глаз, нет мозга, нет кишечника, только небольшое ротовое отверстие, через которое пища попадает в организм и через него же обратно выходят продукты жизнедеятельности.

В 1999 году новые методы исследования позволили показать, что ранее было обнаружено сразу два вида этих существ. Они получили названия Xenoturbella bocki и Xenoturbella westbladi.

Однако сейчас ученые открыли еще два новых родственных вида, что позволило описать их более подробно. Кроме того, впервые исследователям удалось записать загадочных существ на видео. Итак, третий вид получил название Xenoturbella monstrosa — это самый большой «носок», более 20 см в длину. И еще один был назван в честь испанских сладостей чуррос, которые напоминает по внешнему виду (даже больше, чем носок, по утверждению ученых) — Xenoturbella churro.

Биологи предполагают, что питаются все они моллюсками, поскольку обитают вместе с ними, а ДНК моллюсков найдены внутри этих существ (из-за чего изначально их ошибочно и причислили к моллюскам). Однако ученые пока не представляют, как работает их пищеварительная система — прежде всего, у них нет ни зубов, ни хоботка, чтобы измельчать пищу. Так что Xenoturbella хранит еще много тайн.

Сделав расширенные генетические тесты, ученые пришли к выводу, что эти глубоководные существа — одно из самых древних семейств на Земле, их предки когда-то стояли у самых истоков жизни на нашей планете. Так что лучше узнав их, мы также узнаем, с чего все начиналось.