Ошибки в памяти от переиначивания незначительных деталей до появления целых иллюзорных эпизодов, которые ведут к довольно неприятным последствиям, например, при расследовании преступлений, являются неизбежным побочным эффектом способностей нашего мозга. Хотя в целом его механизм неплохо настроен на восприятие окружающего мира, в его работе встречаются странности — достаточно вспомнить хорошо известные оптические иллюзии, например, комнату Эймса, которой теперь частенько развлекают детей в парках (в которой человек зрительно уменьшается и увеличивается при движении от одной стенки к другой). Так вот исследователи из Лондонского университета королевы Марии считают, что конструирование ложных воспоминаний может быть побочным эффектом способности человека хорошо запоминать правила.

«Человеческая память бывает на удивление неточна, хоть мы обычно и считаем, что помним события такими, какими они были на самом деле. Например, свидетели ночного грабежа описывают преступника как подростка в капюшоне, тогда как позже он оказывается лысым и среднего возраста», рассказал Ларс Шитка (Lars Chittka), профессор Школы биологических и химических наук университета и один из авторов статьи по исследованию, опубликованной в журнале F1000Research.

В ходе исследования ученые предложили испытуемым два теста. Первый был предназначен оценить способность испытуемых видеть связи внутри групп слов, имеющих то или иное общее свойство. Второй имел целью создать ложные воспоминания о словах, которые якобы были в списке. «Наши эксперименты показывают статистическую связь между способностью хорошо заучивать правила и классифицировать объекты по общим свойствам, и склонностью формировать ложные воспоминания», — говорит профессор Шитка. По мнению ученых, объяснение этого феномена коренится в адаптивности памяти человека и особенностях когнитивного аппарата человека.

Из ранее проведенных исследований уже известно, что возникновение ложных воспоминаний связано с объемом рабочей памяти, яркостью умственных образов, компетентностью в определенной области и потребностью в решении когнитивных задач. Кроме того, согласно исследованию, которое провели Марк Хау (Mark L. Howe) и Мэри Дебриш (Mary H. Derbish) из университета Ланкастера, Великобритания, имеется статистическая связь между выучиванием слов, связанных с выживанием, т.е. описывающих понятия, важные с точки зрения эволюции (напр., смерть, могила, жизнь, убийство, вдова и т.п.) и формированием ложных воспоминаний. По мнению Хау и Дебриш, это является побочным продуктом адаптивного механизма обработки информации, связанной с выживанием — мозг в такой ситуации поднимает на поверхность всю потенциально релевантную информацию, чтобы индивидуум отслеживал в окружающем мире другие источники опасности и возможные средства спасения.

Как объясняет Шитка, «можно было бы подумать, что ложные воспоминания должны быть невыгодными с точки зрения выживания, однако исследования показывают, что такие воспоминания соответствуют закономерностям, правилам и культурным нормам, уже известным индивидууму, а это может быть, наоборот, полезно». Иначе говоря, с точки зрения выживания куда выгоднее черезчур широко интерпретировать признаки наличия тигра в кустах, чем стремиться сперва убедиться, а уж потом спасаться.

Источник иллюстрации: ru.123rf.com