Американские генетики выяснили, что наиболее важные мутации у млекопитающих происходят под воздействием отцовских, а не материнских генов. Об этом сообщается в журнале Nature Genetics.

До последнего времени ученые знали о существовании 95 «импринтинговых генов», влияние которых проявляется или не проявляется в зависимости от того, какой из родителей был его носителем. Теперь же генетики из университета Северной Каролины (UNC) выяснили, что таких генов еще тысячи. Это открытие сможет облегчить изучение болезней, передающихся генетическим путем, таких, как диабет, сердечные заболевания, шизофрения или склонность к ожирению и к раку. Выяснить это стало возможным благодаря экспериментам, проводимым на мышах Collaborative Cross — особом виде, специально выводимом в UNC и обладающим исключительным генетическим разнообразием.

Генетическое разнообразие этих мышей столь велико, что его, по словам ученых, можно сопоставить с разнообразием человеческого генома. Это дает возможность изучать те генетические мутации, которые передаются не через один ген, а через множество, иногда даже через сотни и тысячи различных генов.

Для своих опытов ученые отобрали три различных штамма мышей, происходивших с разных континентов и, скрещивая их, создали девять типов потомства, в которых представители каждого штамма выступали, как отцы или как матери. После этого они изучили экспрессию генов у всех типов потомств. Прежде всего оказалось, что у 80 процентов проявились те или иные генетические изменения. А дальше выяснилось, что большая часть этих изменений произошла под влиянием именно отцовских генов.

Теперь в лаборатории UNC могут выводить мышей с различным уровнем экспрессии генов и изучать связь тех или иных генов с различными заболеваниями, учитывая при этом материнский или отцовский характер генов.