«В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» — эту цитату из Ветхого Завета, пожалуй, слышал даже тот, кто никогда не переступал порога церкви. Тема смерти — центральная в христианской культуре, но не только в ней. Большинство религиозных традиций всего мира уделяют смерти огромное внимание. Практически во всех культурах существуют определенные ритуалы, окружающие смерть, от самых простых до тщательно проработанных, продуманных до последних деталей.

С точки зрения антропологии и психологии такая концентрация на теме смерти не является ни странной, ни выдающейся. Более того, одним из определяющих признаков наличия культуры считается существование в ней погребального обряда, пусть сколь угодно простого.

Смерть в разных культурах

Главный символ христианства — распятие — само по себе, как исторический объект, есть не что иное, как орудие пытки и казни. Смерть занимает особое место и в двух основных христианских таинствах — крещения и причащения. Погружение в воду при крещении символизирует утопление: человек как бы умирает вместе с Христом и воскресает вместе с ним. Смерть и воскрешение Христа символически отражаются и при причащении. Не говоря о том, что большинство дней почитания памяти святых приходится на дни их смерти, а не рождения. Да и вообще, для христианина вся земная жизнь является лишь подготовкой к смерти и новой жизни после нее.

Первые же свидетельства существования похоронных обрядов принадлежат к эпохе Верхнего Палеолита, то есть их возраст — 50 000–100 000 лет. Сложно сказать, каковы были верования наших древних предков, но, во всяком случае, судя по тому, что в могильных курганах были найдены разные бытовые предметы, можно предположить, что они верили в загробную жизнь. Да и в наше время самой распространенной формой религиозных практик является почитание усопших, например молитвенные обращения к святым и поминальные службы, и известны случаи, когда в гроб усопшего кладут вещь, релевантную увлечению или призванию покойного.

Погребальные ритуалы распространены повсеместно, во всех культурах, но между собой они могут разительно отличаться. Сложно представить более разнообразный набор традиций. К примеру, бушмены из пустыни Калахари оставляют тело лежать там, где человек умер, а сами немедленно снимаются с места и не возвращаются туда много лет. Такие действия совершенно не являются необходимостью для поддержания санитарии и удаления трупа. Но точно так же для этого не требуются и дорогие дубовые гробы, которые столь распространены на Западе.

Если в западных странах на похоронах принято тихо стоически переживать потерю, то во многих средиземноморских и азиатских культурах, напротив, полагается нанимать специальных плакальщиков, которые громко рыдают и воют, провожая усопшего.

Тела умерших помещают в склепы, закапывают, сжигают и даже проводят экскарнацию (обряд отделения плоти от костей). Так, зороастрийцы помещали трупы на крыши специальных Башен Тишины. Крыша такой башни была разделена на три концентрических круга: тела мужчин лежали во внешнем круге, тела женщин — в среднем, а тела детей — в центральном. Когда кости очищались от плоти под воздействием солнца, ветра и птиц-падальщиков, что обычно занимало около года, их собирали в могильную яму в центре башни. Там они окончательно разрушались, а их остатки, проходя через множественные угольные и песочные фильтры, с дождевой водой смывались в море.

В Тибете до сих пор практикуют небесные похороны, оставляя тела любимых на вершинах холмов.

Мусульмане стараются захоронить тело как можно быстрее — в идеале это должно произойти до заката следующего дня. А, например, на Южном Сулавеси, в традиционном обществе тораджа, похороны проходят через несколько месяцев или даже лет после биологической смерти человека. До этого тело мумифицируется и остается дома. Его одевают и разговаривают с ним, будто человек еще жив. И даже после похорон каждые несколько лет тела достают из могил и переодевают. Этот обряд называется ma’nene.

Психология ритуалов

Обрядизация смерти универсальна, и в то же время в каждой культуре смерть ритуализируется особым образом. Почему? И есть ли что-то, что объясняет человеческое стремление уделять смерти столько внимания?

Самые разные религии дают один ответ: это необходимо для благополучия усопших в загробной жизни. Ответ психолога, возможно, тоже предсказуем: мы окружаем смерть обрядами ради самих себя, чтобы заглушить печаль и тревогу. И в самом деле, появляется все больше свидетельств того, что ритуалы предназначены для управления нашим эмоциональным состоянием.

Так, серия экспериментов, проведенных в Гарвардском университете, показала, что ритуалы, даже самые простые, которые были придуманы учеными для эксперимента, уменьшали чувство горя, в том числе и горя от потери близкого человека. Эти исследования также показали, что обряды помогают перенести утрату, давая ощущение контроля над ситуацией. То есть благодаря ритуалам мы чувствуем себя не такими беспомощными перед лицом смерти. Другие, более ранние, исследования показали, что отсутствие похоронных обрядов удлиняет период горевания.

Обряды также помогают нам справиться с собственным страхом смерти. Некоторые исследования показали, что поведение людей в стрессовых ситуациях становится ритуализированным, то есть более шаблонным и повторяющимся. Это помогает уменьшить тревогу. Ну, или сэкономить энергию на принятии решений, когда основные усилия направлены на поддержание себя на ногах, фигурально выражаясь. А групповые ритуалы, особенно сопровождающиеся синхронным поведением, вызывают чувство социального единства, некой общности, которое помогает нам чувствовать себя физически больше и крупнее. Это помогает, когда мы чувствуем угрозу.

Еще одна интересная, но пока неподтвержденная гипотеза основана на теории Зигмунда Фрейда: ритуализация смерти помогает нам избавиться от чувства вины, связанного с избавлением от трупа. Нам необходимы символические действия для того, чтобы изменить восприятие мертвого тела близкого человека. В результате проведения обрядов он перестает быть человеком и превращается в объект, который мы можем покинуть, не испытывая вины.

В определенном смысле нет ничего менее схожего, чем ритуалы тораджа, которые хранят тела умерших годами, и мусульманские или христианские похороны. И все же, несмотря на это, кажется, что все похоронные обряды служат одной цели: помочь нам почувствовать себя менее беззащитными перед лицом горя и страха.

[Основано на материалах статьи в журнале The Conversation]