Китайцы называли их стрелами ангелов, а греки метательными копьями. На самом деле «метеор» – в дословном переводе с греческого это «небесное явление».

1. Были времена, когда так называли любое атмосферное явление, и отсюда произошло название науки метеорологии. Но потом ученые разобрались, и стали называть метеорами явления вполне конкретные явления: вспышки или нечто подобное, возникающие при вторжении в атмосферу Земли мелких космических тел – осколков комет, например, или астероидов. Иногда эти обломки тоже попросту называют метеорами, хотя правильнее было бы назвать метеорным телом.

Источник иллюстрации: ru.123rf.com

2. Метеор, звездная величина которого превышает –4, то есть яркостью превосходящий Венеру, и имеющий заметные угловые размеры, обычно называют болидом – в переводе с греческого «метательным копьём». Но различие между метеором и болидом – не более, чем праздные разговоры, Международный астрономический союз не вводил официального определения понятия «болид».

3. Скорость вторжения метеорного тела в атмосферу Земли космическая – от 12 километров в секунду и выше.

4. Метеоры часто группируются в метеорные потоки. Они появляются в определенное время года и в определенной стороне неба. Науке уже известны метеорные потоки под названием Леониды, Квадрантиды, Персеиды, Геминиды. Все они порождены кометами и являются результатом таяния комет при прохождении Солнечной системы.

5. Чтобы метеор сделался метеоритом, нужно совсем немногое: он должен упасть на Землю.

6. Самый первый случай падения, зафиксированный летописью, произошел в Китае в 654 году до нашей эры. С тех пор документы бесстрастно фиксируют: Цзилинь в Китае – 1770 килограммов, Парагулд в США – 372 килограмма, Гоба в Намибии – 60 тонн.

5. В Лаврентьевской летописи есть запись, которую датируют XI веком: «В се же лето... спаде превеликий змей от небеси, ужасошася все людие. В се то же время, земля стукну, яко мнози слыша». Вот, оказывается, что было прообразом Змея Горыныча – метеорит!

6. Екатерина II издала указ о розыске метеоритов, и с тех пор в наших широтах обнаружили их около двухсот.

Фото: Гоба — крупнейший из найденных метеоритов и железных природных тел.

Источник: CalipsCC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons

7. Метеоритом то, что упало в 1908 году в бассейне Подкаменной Тунгуски, называют весьма условно. Очевидцы в окрестных деревнях вспоминали огненный шар, страшный шум и сильный удар. За 800 километров от места предполагаемого падения кондуктор остановил поезд, думая, что взорвался вагон. На площади в 2000 квадратных километров ударной волной повалило лес. Но на всей этой гигантской площади нашли лишь крохотные силикатные и магнетитовые шарики и не обнаружили ни одного крупного метеоритного осколка.

8. В 1947 году было иначе: 12 февраля на западных отрогах Сихотэ-Алинского хребта в 10 часов 38 минут утра в тайгу упали около 100 тонн второго из двух крупнейших метеоритов XX века – первым в 1908 году был Тунгусский. В воздухе метеорит развалился на тысячи кусков и на землю обрушился настоящий железно-никелевый дождь. Чтобы собрать все эти осколки, множество людей буквально прочесывали зимнюю уссурийскую тайгу. Все, конечно, не собрали, но 23 тонны оплавленных рельефных железных кусков ученых удовлетворили. А остатки можно отыскать и в наши дни.

9. По традиции метеорит должен был получить имя соседнего поселка Бейцухе. Но китайское название кого-то смутило, и ему дали имя горного хребта. А поселок Бейцухе потом переименовали – теперь он называется Метеоритный.

10. Третий из легендарных метеоритов, упавших в России, – Челябинский. 15 февраля 2013 года примерно в 9 часов 20 минут по местному времени о Землю в районе Челябинска ударились фрагменты небольшого астероида, который разрушился в результате торможения в атмосфере на высоте 15-25 километров. Это самое большое из небесных тел, падавших на Землю, после Тунгусского метеорита. По оценкам учёных из Института Астрономии РАН мощность взрыва составила от 0,4 до 1,5 мегатонн в тротиловом эквиваленте. 11. Ученые давно научились классифицировать метеориты и выделяют десятки разных групп, но основных видов метеоритов всего три: железный, каменный и железокаменный.

12. С каждым из видов свои сложности: каменные трудно искать, они теряются среди обычных камней, и легко обнаруживаются только в Антарктиде. Железные издавна пускали в дело – большинство древних железных предметов сделаны как раз из метеоритного железа. А когда испанский конкистадор Кортес увидел у знатных мексиканских индейцев ножи и спросил об источнике железа, индейцы показали ему на небо.

13. Множественное падение метеоритов на землю называют метеоритным дождем. Его не надо путать с метеорным потоком, который описан в пункте 4. А то раньше путали: и то, и другое называли огненным дождем и рассматривали, как божье знамение. Считают, что самый сильный дождь прошел в ночь с 12 на 13 ноября 1833 года. Он продолжался непрерывно 10 часов, и за это время на поверхность земли выпало примерно 240 тысяч метеоритов.

14. На месте падения одиночного метеорита образуется кратер, по-другому называемый астроблемой, при выпадении метеоритного дождя – кратерное поле. И среди кратеров тоже есть своего рода «звёзды»: так, самым известным на Земле считается Аризонский кратер, названный по имени штата, в котором он дислоцируется. Учёные рассчитали, что кратер возник около 50 тысяч лет назад после падения метеорита весом 300 тысяч тонн, летевшего со скоростью 45-60 тысяч километров в час. Взрыв от падения был в три раза мощнее взрыва Тунгусского метеорита и по мощности равен взрыву 8000 атомных бомб, подобных той, что сбросили на Хиросиму. 15. Учёные полагают, что самый большой метеоритный кратер на Земле – это Кратер Земли Уилкса в Антарктиде, диаметр которого около 500 километров. Поскольку он спрятан под ледяным щитом, прямые наблюдения пока невозможны.

16. Порой метеоритам находят своеобразное применение. Метеорит, упавший в 1918 году близ города Кашина, истолкли в мелкий порошок и употребили как лекарство. Многим, говорят, помогло.

17. Метеоритные кусочки замечены на деньгах Островов Кука и на марках Австрии. Почта Австрии выпустила в 2006 году почтовый блок с изображением падающего на Землю метеорита. Для пущего впечатления на каждую марку нанесли 0,03 грамма метеоритной пыли с метеорита, найденного в Марокко.

18. В годовщину падения Челябинского метеорита на Олимпиаде в Сочи вручали медали с осколками метеорита.

19. Случаи попадания метеорита в человека отмечены, но они нечасты. Пожалуй, самый известный из них произошел 30 ноября 1954 года в штате Алабама. Метеорит весом около 4 килограммов пробил крышу дома и ударил его хозяйку, Анну Элизабет Ходжес по руке и бедру. Дама не пострадала, но в больницу все же отправилась – дабы укрыться от наплыва зевак.

20. Многочисленные – более полутора тысяч человек – пострадавшие от падения метеорита в Челябинске в феврале 2013 года были ранены вовсе не кусками метеорита, а осколками стекла и прочими обломками строительных конструкций. Те, кто не пострадал, отнеслись к катаклизму с юмором и даже шутили: «Ничего так не бодрит, как с утра метеорит».

21. В России установлены несколько памятников метеоритов. Самые известные из них: памятник метеориту «Палласово железо» на вершине Метеоритной сопки в 200 километрах о Красноярска и мраморная стела на берегу озера Чебаркуль в одноименном городе.