Ученые из университета Левена (Нидерланды), под руководством ассистента-профессора Брама Бекерта (Bram Bekaert) разработали методику весьма точного определения возраста человека по его пробам крови и зубам. Статью об этом, опубликованную в журнале Epigenetics, пересказывает сайт UPI.

Методика основана на достижениях относительно новой науки, называемой эпигенетикой. Если вкратце, ее суть состоит в изучении динамики активности разных частей генома на протяжении жизни.

«Когда мы становимся старше, одни гены "включаются", другие — "выключаются", — объяснил Бекерт. — Этот процесс частично регулируется химическим процессом метилирования, когда метиловые группы присоединяются к ДНК. В специальных зонах гены с высоким уровнем метилирования деактивируются». (Кстати, некоторые ученые полагают, что, затормозив этот процесс, можно продлить жизнь).

Как раз такие эпигенетические изменения, коррелирующие с возрастом, и анализируются в разработанной бельгийскими учеными методике, на образцах ДНК, взятых из проб крови или ткани зубов. Результат получается достаточно точный: «по крови» максимальная погрешность в определении возраста составляет 3,75 года, а «по зубам» — 4,86 года.

Бекерт и его коллеги видят применение своего метода в основном в криминалистике, когда следователям нужно быстро и точно определить возраст пойманного преступника, подозреваемого или умершего человека.

Возвращаясь к эпигенетике, отметим, что в последнее время в этой области были сделаны несколько важных научных достижений. Так, было установлено, что эпигенетическая информация может передаваться по наследству, но почти полностью «обнуляется» на эмбриональной стадии развития в незрелых половых клетках — гоноцитах. Также эпигенетика объясняет, почему болевой порог одного и того же человека может меняться в зависимости от образа жизни и экологических факторов.