Ученые из Лидского университета (Великобритании) и Университета Чжэцзян (Китай) установили, что если в мозге, испытавшем инсульт, снизить число активных форм кислорода, то погибнет меньше нейронов и память меньше пострадает. Результаты работы опубликованы в журнале Cell Death and Disease и пресс-релизе Лидского университета.

Когда кровоснабжение какой-то части мозга нарушается, то наступают различные повреждения мозга, которые приводят к потере памяти и речи, парализации движений. Это заболевание называется инсультом. Он застает людей дома или на работе, поэтому его первую фазу — нарушение кровоснабжения мозга — редко удается предотвратить. Вторая фаза повреждения мозга начинается уже, когда больной, как правило, в больнице. Она представляет собой действие большого числа активных форм кислорода, которые появляются уже после того, как кровоток в мозге восстановлен.

В здоровом мозге активных форм кислорода очень мало, а после инсульта их число резко увеличивается, что приводит к гибели нейронов. По словам доктора Линь-Хуа Цзян (Lin-Hua Jiang) из Школы биомедицинских наук Лидского университета, которые приводятся в пресс-релизе, ему с коллегами по проекту удалось найти механизм, который ведет к гибели нейронов во второй фазе инсульта. Ученые установили ионный канал в мембранах нейронов (TRPM2), который включается в присутствии большого числа активных форм кислорода. Соответственно, если этот канал перекрыть, то можно снизить гибель нейронов и тяжесть повреждений мозга.

Эту гипотезу проверяли на лабораторных мышах, у которых спровоцировали инсульт. Среди подопытных животных была группа с выключенным ионным каналом TRPM2. У этих мышей активные формы кислорода вырабатывались, но нейроны от них более защищены, они гибли значительно реже. И главное — ученые установили, что у мышей-инсультников без TRPM2 значительно лучше сохранилась память, чем у нормальных мышей.

Сейчас авторы работы подбирают вещество, которое надежно блокирует ионный канал TRPM2 в мембранах нейронов, чтобы создать на его основе лекарство.

Источник иллюстрации: ru.123rf.com