Совсем недавно мы узнали о результатах масштабного эхо-сканирования недр Земли, которое ученые провели с помощью 800 сейсмических сенсоров. Особенное внимание было уделено сейсмическому шуму, что позволило составить карту подземных возмущений в Японии, вызванных землетрясением 2011 года. Как известно, гора Фудзияма все еще остается активным вулканом, находящимся на стыке Тихоокеанской, Евразийской и Филиппинской плит. Хотя его извержения чрезвычайно редки, но вероятность пробуждения Фудзи существует. А как насчет других вулканов планеты? Ведь их на земле несчитанное множество: спящие, потухшие, активные… Геологи утверждают, что земной шар можно сравнить с домом, у которого толстые каменные стены и очень мало окон. Под окнами, как вы уже поняли, тут подразумеваются вулканы. И вот вам наша горячая, в полном смысле слова, десятка.

1. Охос-дель-Саладо – самый высокий в мире (Фото: Сергейф , CC BY-SA 2.0, через Wikimedia Commons).

Самый высокий в мире вулкан обнаруживается вовсе не в Гималаях, а в Андах. На границе Аргентины и Чили уставил соленые глаза в небо высочайший на Земле вулкан Охос-дель-Саладо – 6887 метров. О соленых глазах прямо говорит его название – если перевести его с испанского языка. Уверяют, что имя произошло от огромных месторождений соли в ледниках – они имеют форму глазков. За все время наблюдения за аргентинским – по месту прописки вершины –  вулканом он не проявил заметной активности, разве что несколько раз выбрасывал немножко серы и пускал малые струйки водяного пара. А на восточном склоне в кратере вулкана на отметке в 6390 метров плещется самое высокогорное озеро планеты.

Потухший вулкан еще в 1937 году покорили – это сделали польские альпинисты. По пути они обнаружили жертвенные алтари инков, и ученый мир сделал вывод, что инки почитали Охос-дель-Саладо как священную гору. Вулкан не представляет особых сложностей для горовосходителей – настолько, что в 2007 году парочка чилийцев-экстремалов доехала до высоты 6688 метров на машине Судзуки Самурай, правда, несколько модифицированной.

2. Льюльяйльяко – самый высокий из действующих в мире (Фото: Хайко СтамерCC BY-SA 3.0,через Wikimedia Commons).

Вулкан с непроизносимым названием высится на высокогорном плато в пустыне Атакама на границе Чили и Аргентины в Перуанских, тем не менее, Андах. Самый высокий из действующих вулканов – 6739 метров последний раз проявлял свой буйный нрав в 1877 году. Но недаром в его названии, если переводить его с языка индейцев кечуа, есть корень со значением «ложь»: местные жители в спокойствие вулкана не верят. И правильно делают: по мнению вулканологов, Льюльяйльяко находится в так называемой сольфатарной стадии, то есть имеет действующие фумаролы – трещины и отверстия в кратерах, которые испаряют газы.

Вулкан Льюльяйльяко держит рекорд высоты снеговой линии на Земле – 6,5 тысяч метров на западном склоне. И примечателен важной археологической находкой: в 1999 году на вершине вулкана обнаружили мумии трех детей инков. Предполагают, что их принесли в жертву полтысячелетия назад.

3. Эребус – самый южный действующий на Земле (Фото: Eli Duke, CC BY-SA 2.0, через Wikimedia Commons).

Километровые толщи льда в Антарктиде, кажется, гарантируют вечный безнадежный холод. Но просвещённая публика знает, что лёд и пламень вполне совместимы. В Антарктике насчитали ровным счётом тридцать пять вулканов – от Бёрда, заснувшего четыре миллиона лет назад, и до пика Броун, который  последний раз проявлял свой буйный нрав уже в XXI веке.

Но и на этом разнообразном фоне Эребус не потерялся.  Будто о нем сказал Уинстон Черчилль: «Если тебе выпало быть вершиной вулкана, ты, как минимум, должен закурить». Злостный «курильщик» Эребус выпускает дым безостановочно. Во всем мире найдется едва дюжина вулканов, которые и в перерыве между извержениями не дремлют, и наш антарктический красавчик среди них. «Горячее подается в любое время», – шутят по этому поводу. Так и этого мало: в жерле Эребуса плещет незамерзающее озеро лавы.  Подобных вулканов на Земле ровно три, но остальные два – в жарких краях.  И лишь Эребус хвастается огненным супом посреди вечных снегов.

4. Бееренберг – самый северный действующий на Земле (Фото: Gernot Hecker, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons).

Медвежья – в переводе  – гора высится на острове Ян-Майен в Гренландском море, примерно в 1000 километров от Норвегии, которой, собственно принадлежит остров. Белых медведей  в начале XVII века здесь увидели голландские китобои, оттого сияющая белизной гора и получила свое название. Стратовулкан высотой 2277 метров покрыт в изрядной мере льдом, причем пять ледников достигают моря. Льдом заполнен и кратер немаленькой шириной около километра. Вдоль ободка кратера торчат многочисленные пики, высочайший из них на западной стороне носит имя Хокона VII – 53-го короля, если считать подряд, и первого короля современной независимой Норвегии.

На острове живут лишь суровые мужчины, но извержение Бееренберга, случившееся в 1970 году, вынудило эвакуироваться всех тогдашних жителей, общим числом 39. Последнее извержение самого северного действующего вулкана планеты произошло в 1985 году.

5. Фудзияма – самый достопримечательный (Фото: Wikimedia Commons).

На острове Хонсю больше двухсот географических объектов, которые называются Фудзими: город Фудзими в префектуре Сайтама, поселок Фудзими в уезде Сува префектуры Нагано и так далее. «Ми» по-японски означает «смотри» – из этих мест открываются самые лучшие виды на Фудзияму.

С 781 года вулкан Фудзияма извергался, выбрасывая базальтовую лаву, 12 раз. Крупнейшие извержения приключились в 800, 864 и 1707-1708 годах. Последнее – оно, пока и есть последнее, зато самое, вероятно, сильное: выброшенный им пепел покрыл Эдо (нынешний Токио) 15-сантиметровым слоем пепла. Удивительно, но среди многочисленных гравюр с изображением горы нет ни одной, где бы вулкан извергался.

Японцы начали практиковать восхождение на Фудзияму еще в XII веке. И пристрастились так, что даже породили пословицу: «Кто ни разу не поднялся на вершину Фудзи – тот дурак. Но тот, кто дважды забрался на вершину Фудзи, – дважды дурак». Нынче на Фудзи поднимаются 200 000 человек ежегодно, причем 30% из них иностранцы.

6. Ключевская сопка –  самый высокий действующий в Евразии (Фото: by Giorgio GaleottiCC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons).

На флаге и гербе Камчатского края изображены вулканы, изрыгающие огонь. И удивляться тут нечему: вулканы Камчатки – объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Наследие, надо сказать богатое: на Камчатке насчитывается  больше трехсот вулканов.  Добрых три десятка из них не спят, а норовят облить всё вокруг лавой и обсыпать пеплом. И  самый высокий из активных вулканов Евразии тоже находится здесь, на Камчатке – это Ключевская Сопка. Сопкой на Камчатке называют вулкан, Ключевской она стала не от ключей, которые запирают, а от ключей, которые бьют: рядом течет река Ключевка, изобилующая этими самыми ключами. И стоит поселок Ключи, в котором с 1935 года работает вулканологическая станция Института вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения РАН.

Второй по активности вулкан континента после Карымской сопки значительно превосходит первый по мощности. И малой активностью он тоже похвастаться не может: за 270 лет – 50 извержений. Последнее извержение произошло в 2013 году – до него высота вулкана составляла 4850 метров, сейчас она уже ближе к 5000 метрам.

7. Эльбрус – самый высокий в России (Фото: LxAndrew, CC BY-SA 3.0,через Wikimedia Commons).

А на флаге республики Кабардино-Балкарии изображен Эльбрус – высшая точка России или даже может быть Европы, если, наконец, утихнут споры о границе Европы и Азии. На Руси Эльбрус называли Шат-горой: заимствовали балкарское слово, которое означает «ложбина». Все верно: Эльбрус – двухвершинный конус потухшего вулкана, и вершины его разделены между собой ложбиной, или седловиной.

Западная вершина чуточку выше: 5642 метра против 5621. Стратовулкан, что значит слоистый вулкан конической формы, сложенный из множества слоев затвердевшей лавы и вулканического пепла, спит довольно давно: ученые уверены, что последний раз Эльбрус извергался примерно в 50 году нашей эры.

8. Кракатау – самый влиятельный (Фото: flydime, CC BY 2.0, через Wikimedia Commons).

На картине Эдварда Мунка «Крик» небо окрашено в невероятно красный цвет. Искусствоведы трактовали его как плод фантазии художника, но профессор физики и астрономии  из университета в Техасе Дональд Олсон предложил научное объяснение: на цвет неба над Норвегией  повлияло извержение вулкана Кракатау в 1883 году. Книга Рекордов Гиннесса считает это извержение самым сильным вулканическим взрывом и отмечает этот взрыв еще и в номинации «самая мощная звуковая волна». Мирным нравом Кракатау не отличался и прежде: вулканологи предполагают, что мощнейшее извержение произошло в 535 году. Тогда это привело к глобальному изменению климата на Земле, и это отметили специалисты по дендрохронологии, изучившие годичные кольца деревьев в разных уголках мира. Есть гипотеза, что это извержение образовало Зондский пролив и тем самым разделило острова Ява и Суматра.

Извержение 1883 года тоже изрядно повлияло на жизнь планеты и изменило местную географию. По оценке ученых, сила взрыва, раздавшегося августовским утром 1883 года и взбудоражившего полпланеты, не менее, чем в 10 000 раз превысила силу взрыва, позже уничтожившего Хиросиму. Над Землей взошли зеленое солнце и голубая луна: вулканический пепел оставался в атмосфере на больших высотах в течении нескольких лет, что вызвало изменение окраски небесных тел и зорь – точно как подметил Эдвард Мунк. Мир буквально содрогнулся – воздушная волна от извержения Кракатау обошла планету до 10 раз, поднятое взрывом  вулкана цунами смыло чуть не 300 деревень и погубило до 40000 человек. Сам вулкан развалился на три небольших острова, но сорок  с лишним лет спустя возник из пены морской и нынче дорос до 813 метров. Его называют Анак-Кракатау, то есть «дитя Кракатау». Вулкан не унимается,  извержения следуют одно за другим, и от беды подальше туристов и рыбаков ближе, чем на 1,5 километра к нему не подпускают.

9. Тамбора – самый мощный (Фото: Jialiang Gao, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons).

Славу самого влиятельного оспаривает у Кракатау стратовулкан Тамбора, действующий на индонезийском острове Сумбава из группы Малых Зондских островов Малайского архипелага. В Книге рекордов Гиннесса они стоят рядом: Тамбора славен самым мощным извержением в истории человечества. В апреле 1815 года вулкан в ходе извержения выбросил от 150 до 180 кубических километров породы! Взрыв услышали на Суматре, расположенной в 2000 километров от вулкана, пепел обсыпал чуть не всю Индонезию и разрушил сельское хозяйство во всем регионе.

Это привело к гигантским жертвам: к 11000-12000 тысячам погибшим от извержения Тамборы добавилось примерно 60000 погибших от голода и болезней. Погибли культура жителей острова Сумбава и тамборский язык – он относился к папуасским языкам. Хватит? Так нет же: пепел несколько месяцев распространялся по атмосфере и следующий 1816 год стал годом без лета. В Европе и Северной Америке даже летом ночами морозило, катастрофический неурожай вызвал массовый голод.

10. Этна – вулкан десятилетия по версии ООН (Фото: Josep Renalias, CC BY 2.5, через Wikimedia Commons).

В восточной части острова Сицилия профессия рабочего по ремонту дорог была всегда нужна и хорошо оплачивалась. Ведь здесь расположен вулкан Этна, а он часто извергается и разрушает дороги. В воздухе этой местности часто летает вулканическая пыль, и мужчины выглядят слегка небритыми, даже если утром скоблили щетину. Именно здесь, в жерле Этны, если верить римским мифам, находилась кузница того самого Вулкана, бога огня и покровителя кузнечного дела, который дал имя всем на свете огнедышащим горам.

Надо сказать, что место для кузницы Вулкана выбрано правильно. Мало того, что Этна – самый высокий вулкан в Европе далеко превосходящий своего соперника Везувия, так она еще и «разговаривает» едва ли не постоянно. На склонах Этны – стратовулкана высотой 3329 метров, занимающего площадь 1250 квадратных километров насчитывают до 400 боковых кратеров. Из какого-нибудь кратера раз в два-три месяца извергается лава, так что развлечениями сицилийцы обеспечены регулярно. Примерно раз в 150 лет местным жителям становится не до смеха, извержение стирает с лица острова какой-нибудь поселок, но сицилийцы не унывают, и продолжают танцевать на вулкане и выращивать здесь фрукты, виноград и оливы: удобренная вулканическим пеплом почва очень плодородна.