Возбуждение «центр вознаграждения» в мозге, можно существенно усилить иммунный ответ организма на бактериальные инфекции. Такое открытие сделали ученые из Израильского технологического института Технион, под руководством ассистентов-профессоров Аси Роллс (Asya Rolls) и Шаи Шен-Орра (Shai Shen-Orr). Их статью, опубликованную в журнале Nature Medicine, пересказывает сайт Medical Xpress.

Израильские ученые поставили две серии экспериментов. В первой у мышей, у которых до этого искусственно возбуждался мозговой «центр вознаграждения», брали иммунные клетки и культивировали их в лаборатории вместе со смертельно опасными штаммами кишечной палочки (E.coli). Полученные таким образом иммунные клетки убивали бактерии как минимум вдвое эффективнее, чем обычные.

Во второй серии экспериментов те же иммунные клетки, взятые у мышей с простимулированным «центром вознаграждения», вводили в кровеносную систему других грызунов, над которыми такая операция не производилась. Через 30 дней организм таких грызунов вдвое лучше справлялся с бактериальными инфекциями, чем обычно.

«Центр вознаграждения» активируется, когда мышь (или человек) видит в прямой доступности пищу или сексуального партнерства, что сразу поднимает млекопитающему настроение (за счет выделения гормона дофамина). Анализ показал, что при этом возбуждение распространяется также по симпатической нервной системе, которая в том числе отвечает за мобилизацию организма в критических ситуациях, и усиливает иммунный ответ.

Исследователи полагают, что в этом механизме заключен большой эволюционный смысл. «Когда мы питаемся или занимаемся сексом, это делает нас более уязвимыми для бактерий. Если иммунная система будет активироваться одновременно с системой вознаграждения в мозгу, это даст животному эволюционное преимущество», — объяснила Роллс.

Данное открытие отчасти объясняет действие плацебо — фальшивых лекарств, которые на самом деле представляют собой шарики из сахара. Видимо, принимая «лекарство», человек тем самым стимулирует свой мозговой «центр вознаграждения» («я принимаю лекарство, я молодец») и тем самым усиливает иммунный ответ своего организма на инфекцию. На выходе получается действительно более быстрое выздоровление.

В будущем, надеются ученые, на основе этого эффекта можно будет разработать настоящие лекарства, мобилизующие защитные силы организма.

Напомним, недавние исследования неожиданно показали, что чтоэффективность плацебо в сравнении с анальгетиками в клинических испытаниях в последние 10 лет неуклонно растет. Впрочем, ученые объясняют это навязчивой рекламой и повышением ожиданий со стороны пациентов. Последнее предположение косвенно подтверждается тем, что по отзывам пациентов, чем плацебо дороже, тем оно «эффективнее».