Гепатит С поражает около 170 млн человек во всем мире: вызывает хроническое повреждение печени и может привести к раку. Вирус передается человеку через контакт с зараженной кровью во время внутривенного употребления наркотиков или медицинских процедур.

Попытки разработать вакцину против гепатита С затруднены из-за способности вируса мутировать и «рассыпаться» в свои многочисленные подтипы. Это генетическое многообразие является препятствием для разработки традиционных вакцин, которые работают с помощью индукции иммунного ответа против специфического белка или другого элемента на поверхности вирусной частицы. Эти белковые мишени часто меняются, когда вирус мутирует.

Однако ученые из Принстонского университета (США) нашли способ «обхитрить» вирус гепатита С.

Вместо инъекции антител, которые могут оказаться бесполезными еще до достижения своих целей, исследователи решили вводить генетические инструкции для изготовления трех видов антител. Эти инструкции состоят из генетических кодов антител, связанных с аденоассоциированным вирусом, (ААВ), работающим в качестве своеобразного парома, который перевозит гены антител в клетки. Там они преобразуются в «правильные» антитела для гепатита С, выделяются в кровоток, ассоциируются с белками на поверхности вируса и инактивируют их.

Руководитель исследования профессор молекулярной биологии Александр Плосс (Alexander Ploss) рассказал, что «одна внутримышечная инъекция привела к производству высокого количества антител, которое не падало в течение нескольких месяцев и защищало от повторных воздействий вируса».

Однако стоит помнить, что эти результаты получены только на мышах, и до клинических испытаний на людях, а тем более, до создания лекарств, еще очень далеко.

Изображение: Маркус фон Шавен/ Принстонский университет