Группа ученых под руководством Мигеля Николелиса (Miguel Nicolelis) из Университета Дьюка в США разработала технологию, позволяющую управлять движением роботизированной инвалидной коляски на расстоянии, и провела ее испытания в экспериментах с макаками. Животным вживили в моторную кору мозга электроды, после чего интерфейс мозг-компьютер позволил им управлять движением кресла исключительно силой мысли. Статья о разработке опубликована в журнале Scientific Reports, кратко о ней рассказывает The Guardian.

На первом этапе эксперимента ученые сами управляли движением кресла и фиксировали возникающие в мозгу обезьяны паттерны активности нервных клеток. На основе собранных данных во втором этапе и удавалось интерпретировать мысленные сигналы. Стимулом к движению для макак было угощение — виноград в двух метрах от них. Обезьяны лишь думали о том, как им добраться до винограда, а интерфейс мозг-компьютер передавал сигнал от их мозга к электронному механизму кресла, и оно приходило в движение. С каждым повтором время на решение задачи сокращалось, а движения становились все более точными.

Группа Николелиса давно ведет работу над подобными системами, и сейчас они достигли уже того уровня, что можно переходить к клиническим испытаниям технологии на парализованных людях. Используемые американскими учеными мозговые имплантаты работают несколько лет и безопасны для мозга.