Материалы портала «Научная Россия»

О пользе и вреде истории для жизни

О пользе и вреде истории для жизни
В сознании обывателя «наука» — это, прежде всего, «science», т.е. науки естественные и точные. История в этом ряду занимает непонятное место – ведь как ракету ее не запустишь, и сапог из нее не сошьешь. И все-таки история – основа нашего миропонимания.

Для чего человеку нужна история? Как должен быть написан современный учебник и чем полезен Борис Акунин? Почему новый фильм о Екатерине II бьет рейтинги просмотров и какую роль играет история в системе образования — об этом и многом другом нашему корреспонденту рассказал научный руководитель Института всеобщей истории, глава новообразованного УМО укрупненной группы специальностей «Истории и археология» академик РАН Александр Оганович Чубарьян.

— Традиционно общественное сознание причисляет к наукам те, что относятся к естественным и точным. К сожалению, ей же часто следует логика государственного финансирования. Скажите, а что вообще может дать простому человеку история?

— Процесс не настолько однозначный. С одной стороны, то, про что Вы сказали. — правда. Но одновременно среди широких слоев населения происходит бум интереса к истории. Он сейчас наблюдается по всему миру, в том числе и в нашей стране.

Интерес к истории пробудился, потому что люди ищут в ней ответы на вопросы сегодняшней жизни, аналогии с сегодняшним днем. Плюс — история — главная формирующая дисциплина для мировоззрения и воспитания, в широком смысле, патриотизма и гражданственности.

Сегодня история, наряду с литературой и обществознанием, — это главный предмет в школе, который формирует представление людей о своей стране, своей идентичности. Руководство нашей страны очень высоко оценивает значение истории, но, к сожалению, в реальной практике происходит явная недооценка всего гуманитарного знания, в том числе, и истории.

— Примеры каких исторических событий Вы могли бы привести как основу для формирования патриотизма?

— Возьмем прошедший год. Семьдесят лет победы в Великой Отечественной войне — об этом и говорить нечего. Но еще было двести лет победы в Отечественной войне 1812 года, — событие, которое также вызвало всплеск интереса к истории. Юбилей образования древнерусского государства — событие, интерес к которому возрос в том числе и благодаря вмешательству Церкви.

Это все факторы общенационального интереса, которые можно и нужно использовать для патриотического воспитания. Мы даже порекомендовали проводить в школах специальные уроки на эти темы. Или, например, первого сентября прошлого года школы начинали с урока о Первой мировой войне.

— А какие качества, помимо патриотизма, воспитывает история?

— Гражданственность. Это значит — терпимость людей друг к другу, отрицание насилия. Уважение к людям другой расы и другой национальности. Это важнейшие качества, помимо отношения к своей стране.

— Сейчас, поскольку люди застали некоторый пересмотр исторических концепций, часто можно встретить суждение: «История — всего лишь оправдание текущей политики».

— Это было всегда. К сожалению, история связана и с политикой, и с идеологией, как следствие того, что многие политики пытаются использовать историю. Она стала как бы заложницей политических спекуляций. Это есть, но этому нужно противостоять.

— Где при написании учебных пособий проходит граница здравого смысла между изложением фактографии и ее интерпретацией?

— Каждый автор находит такие границы самостоятельно. Когда-то один крупный английский специалист по нашей стране написал: «Историй столько, сколько историков». Дело в том, что фактов миллионы, и все они пропущены через голову создателя учебника. Это, конечно, преувеличение, но некий элемент здравого смысла в нем есть.

Несколько лет назад я был на заседании Совета Европы, где обсуждалось, каким должен быть европейский учебник. Было две точки зрения: одна заключалась в том, что он должен дать факты, а вторая — что он должен научить людей мыслить, оценивать события, сравнивать. Я был очень доволен — подавляющее большинство присутствовавших высказались за второе.

— Вы могли бы привести примеры отечественных пособий с таким подходом — по российской и всеобщей истории.

— Здесь очень многое зависит от учителя. Учебник сейчас иногда даже неглавное средство. Очень многие дети имеют представление о фактах через интернет. Но мы рекомендовали авторам, чтоб в новых учебниках было больше материалов для самостоятельного осмысления.

Поэтому я, например, очень за, если в учебнике написано: «Есть такая точка зрения, а есть — другая». И чтобы учитель выяснял позицию детей по тем или иным вопросам.

— А как Вы относитесь ко всевозможным научно-популяризаторским мероприятиям? Например, выставка в Манеже была в этом году посвящена истории XX века.

— Я считаю, что всякая популяризация полезна. Даже историческая беллетристика, которую многие ругают, и я со многими в этом вопросе не согласен. Если она не формирует у человека отрицательных гражданских качеств, она полезна.

Например, романы Акунина, о которых мы иногда спорим. Это всегда было, и это побуждает интерес к истории. Сейчас руководители телевидения говорят мне: «Новый фильм про Екатерину Вторую имеет колоссальный рейтинг». Просто потому, что людям интересно, что было в то время. И чем больше про это рассказывать, тем интереснее.

— А если авторы или устроители подобных мероприятий недобросовестны?

— Вот это плохо. Конечно, если это художественный вымысел, он имеет право на существование. Но при этом надо иметь такт, какое-то общее понимание истории и понимание своей ответственности за массовое сознание.

— А еще сейчас в книжных магазинах лежит масса книг по альтернативной истории.

— Я противник такого подхода. Факты, если они были, от них же никуда не денешься. Но важно научить молодое поколение: в истории всегда был выбор: события могли пойти либо так, либо так. Кстати, это важно, потому что в нашей сегодняшней жизни тоже выбор.

Сейчас столетие русской революции. Вот ответьте на вопрос: «Что было бы, если бы не было Ленина?» Может быть, не было бы всей этой линии развития — это возможная вещь. Это, конечно, гипотеза. Но как раз именно такой подход заставляет молодых не просто смотреть на факты, а размышлять.

александр оганович чубарьян образование популяризация науки

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий