Ученые из Немецкого центра изучения раков, университетов Кобленца-Ландау и Майнца (Германия) установили, что мраморный рак, которого удовольствием разводят в аквариумах, является отдельным видом, возникшим в результате бесполого размножения — вид состоит из одних самок, оказавшихся, фактически, клонами. Статью об этом, опубликованную на сайте bioRxiv, пересказывает сайт журнала Science.

Мраморный рак был впервые обнаружен в зоомагазинах Германии в середине 1990-х. Причем эти красивые членистоногие, которые быстро завоевали любовь аквариумистов по всему миру, появились как бы ниоткуда — раньше о них никто не слышал. До сих пор считалось, что это просто отличающаяся окраской аквариумная порода рака Procambarus fallax, обитающего в дикой природе в штатах Флорида и Джорджия (США). Но теперь выяснилось, что все сложнее и интереснее.

Генетический анализ, проведенный немецкими учеными, показал, что в то время, как Procambarus fallax имеет нормальный двойной набор хромосом, у мраморных раков он тройной. Более того, все мраморные раки — самки и имеют один и тот же генотип, т.е. фактически являются клонами. Так могло получиться только в одном случае: если они все являются потомками одной самки-мутанта и размножаются, подобно ей, партеногенезом (бесполым путем без оплодотворения).

Эксперименты показали, что самцы Procambarus fallax не могут оплодотворять икру мраморных раков. Следовательно, мраморный рак является отдельным биологическим видом. Немецкие ученые предлагают называть его Procambarus virginalis, от латинского слова virginia — «девственница».

То, что новый вид образовался так быстро, за считанные годы, является редчайшим случаем в мире животных. У растений такое случается несколько чаще. Отметим также, что никакие другие виды раков, которых насчитывается во всем мире около 14 000, в бесполом размножении замечены не были.

Новые виды животных и в начале XXI в. обнаруживаются не так уж редко. Например, в этом году ученые уже открыли два новых вида крабов, новый вид малярийного комара (причем весьма опасный), пару ранее неизвестных науке ядовитых лягушек и даже новый вид шакала.