Российско-американская команда физиков представила способ, позволяющий осуществить полное поглощение электромагнитных волн с использованием анизотропного кристалла. Фундаментальное для электродинамики открытие описано в статье, опубликованной в журнале Physical Review B. О работе рассказывает ТАСС со ссылкой на МФТИ, сотрудники которого приняли участие в исследовании.

Ученые показали, что возникновение так называемой деструктивной интерференции — когда отраженные от поверхности волны поглощают друг друга — не является обязательным требованием для идеального поглощения. В качестве конкретной поглощающей системы физики предложили использовать анизотропный кристалл, а именно гексагональный нитрид бора. Они продемонстрировали, что падающее инфракрасное излучение на определенной длине волны без отражения проходит в такой кристалл и полностью поглощается внутри. При этом нет необходимости в каких-либо просветляющих слоях или подложке для возникновения деструктивной интерференции, поскольку отраженного излучения просто не возникает.

Минус способа в том, что на данный момент он позволяет достичь полного поглощения только для фиксированного значения длины волны и угла падения, которые определяются электронными свойствами материала. Для практического применения важна возможность поглощать энергию в широком диапазоне длин волн и углов. Физики надеются с помощью подбора материалов сделать метод более гибким, что приведет к созданию новых типов поглощающих устройств и сенсоров, работающих в инфракрасном диапазоне.